Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 июля 2015, источник: Газета.Ру

«К 2020 году Крым будет отдавать в бюджет больше, чем получать»

О европейских и китайских инвесторах, перспективах Крыма стать нефтяным транзитным пунктом и отсутствии целесообразности появления крымского авиаперевозчика в интервью «Газете.Ru» рассказал замминистра по делам Крыма Андрей Соколов.

Источник: AP 2017

Китайцы придут

— С апреля в крымской свободной экономической зоне (СЭЗ) начали появляться резиденты. Кто пришел?

— Сейчас у нас порядка 44 резидентов. Это представители МСП, стоимость части проектов превышает 100 млн.

— То есть самым крупным резидентом остается «Легенда Крыма», которая заявляла почти 625 млн рублей инвестиций?

— Да. Но надо понимать, что на данном этапе не приходится говорить о каких-то глобальных миллиардных проектах. В основном, это предприятия, ориентированные на внутренний рынок Крыма.

— Иностранцы под льготный режим СЭЗ приходят?

— Да. Но это все равно будут промежуточные структуры.

— В смысле российские ООО?

— Да. Потому что одно из обязательных условий СЭЗ — регистрация на территории Крыма или Севастополя. А так, за ними будут стоять другие компании, которые на данном этапе не хотели бы афишировать свою деятельность.

— Какая география и объемы заявленных иностранных инвестиций?

— Речь идет о десятках миллионов евро. Например, европейцы хотят наладить производство машин и оборудования, строить гостиничные комплексы в Коктебеле и Евпатории. Инвесторы из Южной Кореи думают о строительстве здесь автомобильного завода. Турецкая компания, которая займется животноводством, уже в процессе оформления юрлица. Есть интерес со стороны индийской фармкомпании, которая хочет наладить производство дженериков, шприцов, расходных материалов.

— А как же Китай, на который власти возлагают столько надежд?

— Пока конкретных проектов с Китаем нет. Но думаю, крупный китайский бизнес все-таки придет.

— Откуда такая уверенность? Даже европейцы действуют в Крыму активнее.

— Потому что большинство этих европейских компаний рассматривали Крым как место для инвестиций еще в украинский период, а сейчас пытаются адаптировать их к новым условиям. У китайцев нет сдерживающего санкционного фактора.

К тому же китайцы дают понять, что им интересны здесь сельское хозяйство, туризм, энергетика, в частности, модернизация сетевой инфраструктуры и строительство мини-электростанций.

Маячок для инвесторов

— Если посмотреть по действующим резидентам — это та аудитория, на которую вы рассчитывали?

— Что касается местных предприятий сегмента МСП — да. СЭЗ дает им неплохую возможность адаптироваться к российским условиям. По иностранцам — очевидно, что в текущих условиях гиганты мирового бизнеса в Крым не придут.

— В закон о СЭЗ планируется вносить изменения?

— Пока лучше сохранить стабильность условий.

— Когда заработает обещанный механизм свободной таможенной зоны?

— Рассчитываем, что до конца года резиденты смогут беспошлинно ввозить в Крым товары, сырье, комплектующие, оборудование, необходимые им для осуществления их проектов. Но для этого необходимо выстроить таможенную инфраструктуру на границе полуострова.

— Сколько экономит резидент СЭЗ по сравнению с обычным предпринимателем в Крыму?

— В среднем на 30−40% уменьшается себестоимость. Но если это производство с высоким уровнем добавленной стоимости, где значительна доля высокооплачиваемого персонала, то экономия выше. У нас совокупный платеж с фонда оплаты труда в три раза меньше, чем в остальной России.

— Сколько Минкрыма должно привлечь резидентов или инвестиций?

— Задача так не стоит. Но по итогам пятилетки, к 2020 году, Крым должен подойти к среднероссийским показателям по темпам роста валового регионального продукта и инвестиций.

— И что, через пять лет регион превратится из дотационного в донора?

— С математической точки зрения у нас практически все регионы дотационные, так как все что-то получают из бюджета. Но у Крыма есть потенциал стать самодостаточным регионом.

— Что это значит?

— Что он будет отдавать в бюджет больше, чем получать в виде всевозможных дотаций и субсидий.

— Из-за вхождения России в ВТО на Калининград, где действует режим особой экономической зоны, могут в 2016 году распространить режим территории опережающего развития. Возможно, что Крым тоже преобразуют в ТОР?

— Пока нет оснований для отказа от идеи СЭЗ в Крыму. К тому же совокупный набор льгот, которые мы предлагаем, лучше, чем у особых экономических зон или ТОРов. Кроме того в рамках ФЦП у нас есть возможность создания и модернизации инфраструктуры, чего во многих регионах нет в таком объеме.

— То есть основным маячком для инвесторов должна стать федеральная целевая программа (ФЦП) на 680 млрд рублей?

— Конечно.

— И что будет, когда финансирование через 5 лет прекратится? Все эти инвесторы разбегутся?

— Вопрос был бы справедлив, если бы мы взяли на себя финансирование текущих льгот, а потом вдруг прекратили. Те стимулы, которые мы предлагаем, нужны не для формирования тех моделей бизнеса, которые без них не работают.

Льготы направлены на то, чтобы местный бизнес встал на ноги, адаптировался, так что в 2020 году все только начнется.

Нефтяной транзит

— Насколько в текущих условиях возможно создание свободного порта в Крыму? Ведь зарубежных судов за редким исключением там сейчас нет.

— Вопрос к ним не сводится — в конце концов, на паромной переправе работают суда под иностранными флагами. Компании из КНР и Казахстана заинтересованы в том, чтобы в Крыму появились логистические комплексы для перевалки и обработки грузов с последующим их выпуском на внутренний рынок Таможенного союза и на рынки тех стран, которые не присоединились к санкциям.

— Каких грузов?

— Нефтепродуктов.

— И как географически в этот путь перевалки будет встроен Крым?

— Через Волго-Донской канал, перевозка продукции судами класса «река — море». А также через Средиземное море, соответственно, через Босфор, в Черное, что позволяет избежать обхода вокруг Европы.

— Пока Керченская паромная переправа остается основной магистралью, связывающей Крым с Россией, тогда как на морские перевозки приходится совсем небольшой объем грузов.

— К сожалению, это беда Крыма. Мы выступаем за увеличение доли морских перевозок.

— Перевозчики говорят, что им дешевле постоять несколько дней на переправе, заплатить за простой, чем обеспечить смешанные перевозки груза сначала автомобилем, потом контейнером, потом снова автомобилем.

— Объем грузовых перевозок скоро возрастет настолько, что никакая паромная переправа не справится. Будет большая стройка, а в Крыму практически нет инертных строительных материалов. Возить груз выгоднее, чем возить автомобиль с грузом.

— Да, но в Крыму очень высокие портовые сборы: 400 тыс. рублей против 100 тыс. рублей в Ростове-на-Дону.

— С ростом перевозок себестоимость обслуживания судна в порту уменьшится, соответственно, «Порты Крыма», которые занимаются эксплуатацией портов, должны будут снизить тарифы.

Туристы должны тратить больше

— Глава Крыма Сергей Аксенов пообещал, что в этом году республику посетят примерно 5 млн человек, то есть на 1 млн человек больше, чем в прошлом году. Вы настроены столь же оптимистично?

— В прошлом году Крым посетили порядка 3,5 миллиона туристов. Мы планируем, что в 2015 году туристический поток в Крым возрастет примерно на 20%.

— За счет чего планируется увеличивать турпоток?

— Нужно решить три проблемы. Первая — транспортная. И здесь ситуация постепенно налаживается: увеличилась география рейсов в аэропорт «Симферополь», закупили дополнительные паромы. Вторая — модернизация объектов размещения. Третья — подтянуть индустрию развлечений, которая, на мой взгляд, находится в зачаточном состоянии. Надо, чтобы турист, приезжающий в Крым, оставлял там значительно больше денег. Потому как сейчас, кроме как на транспорт, размещение и еду, ему и тратить-то их не на что.

— В рамках ФЦП планируется появление нескольких туристических кластеров. Что там будет?

— В 2016 году завершится разработка генпланов и начнется стройка. Федеральной целевой программой в рамках туристических кластеров предусмотрена модернизация транспортной и социальной инфраструктуры, комплекса жилищно-коммунального хозяйства, поскольку в этих сферах, износ, порой, доходит до 100%.

— Появится ли в Крыму собственный авиаперевозчик?

— Есть много желающих эту идею протолкнуть, но почему-то все их проекты упираются в необходимость госфинансирования.

Выскажу свое личное мнение. Крыму не нужна собственная авиакомпания. Те компании, которые уже летают в Крым, вполне справляются с задачей перевозки.

— Как долго продлится программа субсидирования перелетов в Симферополь?

— Перелеты в Сочи компенсируются до сих пор.

— Аэропорт «Бельбек» будут модернизировать под гражданский или он станется военным?

— Непонятно. Пока стратегического инвестора на этот аэропорт нет.

Автор: Юлия Калачихина