Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Семейный киднеппинг: как «похищают» собственных детейВ российском законе нет понятия семейного похищения - поэтому если один из родителей прячет ребенка, не существует практически никаких способов этому противостоять
6 августа 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Деньги за Mistral приплыли

В Кремле и Елисейском дворце вчера сообщили, что спор вокруг контракта на поставку России двух вертолетоносцев типа Mistral разрешен. Как стало известно «Ъ», в обстановке строжайшей секретности на расчетные счета было переведено свыше €1,1 млрд — в Москве опасались, что эти деньги могут быть арестованы в рамках дела ЮКОСа. В сентябре специалисты завершат демонтаж российского оборудования, после чего Франция станет полноправным владельцем кораблей.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

О том, что стороны урегулируют все вопросы по расторжению контракта на поставку ВМФ РФ двух кораблей — «Владивосток» и «Севастополь» — в начале августа, «Ъ» писал 31 июля. Вчера практически одновременно эту информацию подтвердили в специальных сообщениях Кремль и Елисейский дворец. В ходе телефонного разговора между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Франции Франсуа Олландом главы государств приняли совместное решение о прекращении действия контракта от 17 июня 2011 года. При этом в Кремле подчеркнули, что «в ходе экспертных переговоров» удалось договориться о возмещении РФ средств, выплаченных по контракту, а также о возврате поставленного российского оборудования и материалов.

«Франция уже перечислила средства и после возврата оборудования сможет распоряжаться обоими кораблями», — заявили «Ъ».

Таким образом, вчера была поставлена точка в споре, длившемся почти год. Впервые о невозможности поставить РФ первый вертолетоносец господин Олланд заявил в сентябре 2014 года, пояснив, что «действия, предпринятые Россией на востоке Украины, нарушают принципы безопасности в Европе». Об этом же в конце прошлого года говорил министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан. В ответ Владимир Путин заявил, что при таком раскладе Москва рассчитывает получить обратно аванс, выданный на строительство кораблей. В противном случае Россия могла бы отстаивать свои права в Европейском арбитражном суде, но Франция предпочла разорвать контракт с формулировкой «на основании договоренностей правительств двух стран». На протяжении всех переговоров готовый «Владивосток» корпорация DCNS, создававшая корабли, содержала за свой счет, тратя на это до €5 млн ежемесячно.

Соглашение о разрыве контракта было предварительно парафировано правительствами двумя стран: со стороны РФ это сделал вице-премьер Дмитрий Рогозин, со стороны Франции — генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности Луи Готье. Собственно, именно они вели переговоры с весны 2015 года о сумме возвращаемых Москве средств.

Еще в мае Франция была готова возместить «расходы и убытки» — €784,6 млн (и то в случае получения документальных подтверждений), в то время как Россия требовала вернуть не только аванс €892,9 млн, но и средства на обучение 400 моряков экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К — в сумме €1,163 млрд. Главным аргументом Москвы в споре с Парижем было то, что контракт разрывался не по ее инициативе и, по словам источника «Ъ» в Кремле, никаких контраргументов у Франции по этому поводу не было.

По информации «Ъ», вчера в обстановке строжайшей секретности на расчетные счета одного из российских банков было перечислено свыше €1,1 млрд: в эту сумму вошли также все риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования. По словам источников «Ъ» в сфере военно-технического сотрудничества, «строжайшая секретность» была обусловлена рисками России в связи с делом ЮКОСа (в июле 2014 года Гаагский суд обязал правительство выплатить бывшим акционерам нефтяной компании $50 млрд): в момент перевода средств из Франции в Россию все положенные по условиям разрыва контракта деньги могли быть арестованы.

Согласно договоренностям, оба корабля останутся в распоряжении Франции. Правда, по данным «Ъ», это произойдет не ранее сентября, поскольку для демонтажа оборудования на верфи STX в Сен-Назер отправится группа российских специалистов, которым предстоит вернуть системы управления и связи. После этого французские корабелы получат сертификаты конечного пользователя, выданные на кормовые части (их производил Балтзавод), — эти документы находятся сейчас в департаменте по обеспечению государственного оборонного заказа Минобороны РФ.

Де-факто это будет означать, что Париж получит право на реэкспорт кораблей заинтересованной в них стороне. Ранее американские конгрессмены предлагали генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу выкупить Mistral. В числе потенциальных покупателей кораблей французские СМИ называли Китай и Индию, однако официально эта информация не подтверждалась.

В пресс-службе Минобороны Франции «Ъ» сообщили, что никто в военном ведомстве «не строит гипотез» на тему того, что будет с кораблями. Вопрос о сроках демонтажа российского оборудования с Mistral будет решать DCNS, заявил «Ъ» представитель Минобороны Франции. Официальный представитель корпорации DCNS Эмманюэль Годе вчера заявил «Ъ», что слишком поздно узнал об окончательном разрыве контракта на поставку вертолетоносцев, и отказался от комментариев. В Елисейском дворце давать дополнительные комментарии «Ъ» не стали.

Иван Сафронов, Сергей Горяшко

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку