Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 августа 2015, источник: Газета Коммерсантъ

Деньги за Mistral приплыли

В Кремле и Елисейском дворце вчера сообщили, что спор вокруг контракта на поставку России двух вертолетоносцев типа Mistral разрешен. Как стало известно «Ъ», в обстановке строжайшей секретности на расчетные счета было переведено свыше €1,1 млрд — в Москве опасались, что эти деньги могут быть арестованы в рамках дела ЮКОСа. В сентябре специалисты завершат демонтаж российского оборудования, после чего Франция станет полноправным владельцем кораблей.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

О том, что стороны урегулируют все вопросы по расторжению контракта на поставку ВМФ РФ двух кораблей — «Владивосток» и «Севастополь» — в начале августа, «Ъ» писал 31 июля. Вчера практически одновременно эту информацию подтвердили в специальных сообщениях Кремль и Елисейский дворец. В ходе телефонного разговора между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Франции Франсуа Олландом главы государств приняли совместное решение о прекращении действия контракта от 17 июня 2011 года. При этом в Кремле подчеркнули, что «в ходе экспертных переговоров» удалось договориться о возмещении РФ средств, выплаченных по контракту, а также о возврате поставленного российского оборудования и материалов.

«Франция уже перечислила средства и после возврата оборудования сможет распоряжаться обоими кораблями», — заявили «Ъ».

Таким образом, вчера была поставлена точка в споре, длившемся почти год. Впервые о невозможности поставить РФ первый вертолетоносец господин Олланд заявил в сентябре 2014 года, пояснив, что «действия, предпринятые Россией на востоке Украины, нарушают принципы безопасности в Европе». Об этом же в конце прошлого года говорил министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан. В ответ Владимир Путин заявил, что при таком раскладе Москва рассчитывает получить обратно аванс, выданный на строительство кораблей. В противном случае Россия могла бы отстаивать свои права в Европейском арбитражном суде, но Франция предпочла разорвать контракт с формулировкой «на основании договоренностей правительств двух стран». На протяжении всех переговоров готовый «Владивосток» корпорация DCNS, создававшая корабли, содержала за свой счет, тратя на это до €5 млн ежемесячно.

Соглашение о разрыве контракта было предварительно парафировано правительствами двумя стран: со стороны РФ это сделал вице-премьер Дмитрий Рогозин, со стороны Франции — генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности Луи Готье. Собственно, именно они вели переговоры с весны 2015 года о сумме возвращаемых Москве средств.

Еще в мае Франция была готова возместить «расходы и убытки» — €784,6 млн (и то в случае получения документальных подтверждений), в то время как Россия требовала вернуть не только аванс €892,9 млн, но и средства на обучение 400 моряков экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К — в сумме €1,163 млрд. Главным аргументом Москвы в споре с Парижем было то, что контракт разрывался не по ее инициативе и, по словам источника «Ъ» в Кремле, никаких контраргументов у Франции по этому поводу не было.

По информации «Ъ», вчера в обстановке строжайшей секретности на расчетные счета одного из российских банков было перечислено свыше €1,1 млрд: в эту сумму вошли также все риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования. По словам источников «Ъ» в сфере военно-технического сотрудничества, «строжайшая секретность» была обусловлена рисками России в связи с делом ЮКОСа (в июле 2014 года Гаагский суд обязал правительство выплатить бывшим акционерам нефтяной компании $50 млрд): в момент перевода средств из Франции в Россию все положенные по условиям разрыва контракта деньги могли быть арестованы.

Согласно договоренностям, оба корабля останутся в распоряжении Франции. Правда, по данным «Ъ», это произойдет не ранее сентября, поскольку для демонтажа оборудования на верфи STX в Сен-Назер отправится группа российских специалистов, которым предстоит вернуть системы управления и связи. После этого французские корабелы получат сертификаты конечного пользователя, выданные на кормовые части (их производил Балтзавод), — эти документы находятся сейчас в департаменте по обеспечению государственного оборонного заказа Минобороны РФ.

Де-факто это будет означать, что Париж получит право на реэкспорт кораблей заинтересованной в них стороне. Ранее американские конгрессмены предлагали генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу выкупить Mistral. В числе потенциальных покупателей кораблей французские СМИ называли Китай и Индию, однако официально эта информация не подтверждалась.

В пресс-службе Минобороны Франции «Ъ» сообщили, что никто в военном ведомстве «не строит гипотез» на тему того, что будет с кораблями. Вопрос о сроках демонтажа российского оборудования с Mistral будет решать DCNS, заявил «Ъ» представитель Минобороны Франции. Официальный представитель корпорации DCNS Эмманюэль Годе вчера заявил «Ъ», что слишком поздно узнал об окончательном разрыве контракта на поставку вертолетоносцев, и отказался от комментариев. В Елисейском дворце давать дополнительные комментарии «Ъ» не стали.

Иван Сафронов, Сергей Горяшко

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей