Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 августа 2015, источник: Коммерсантъ-Online

ГИБДД номерами не торгует

Коррупционные схемы при торговле так называемыми красивыми номерами постепенно уходят в прошлое. В Москве Госавтоинспекция начала применять специальные программы, не позволяющие инспекторам участвовать в распределении номеров. При попытке вмешаться в ее работу SMS получает лично начальник УГИБДД Москвы. Спрос на так называемые «красивые» номера хоть и остался, но их продажа теперь происходит законно — с использованием машин-доноров, говорят эксперты. Обсуждаемая в Белом доме идея продажи номеров с аукционов теряет актуальность, вместо этого можно было бы установить просто фиксированную цену, считают в ГИБДД и Совете федерации.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

О ситуации с выдачей номерных знаков в столице «Ъ» рассказал начальник УГИБДД Москвы Виктор Коваленко. «Тема это довольно больная, все помнят, как она обсуждалась, когда в Москве начали выдавать номера серии 777, — говорит он.— Я лично находился по пять часов в подразделениях, чтобы сам показать прессе, как все происходит. Для того чтобы избавится от коррупционных вещей нужно было убрать предпосылки».

По его словам, с марта 2015 года ГИБДД стала использовать специальную «антикоррупционную» программу, не позволяющую сотрудникам регистрационных подразделений принимать решение по распределению номеров. Система работает следующим образом. Все закупки номеров проходят централизованно через МВД. «Мы получаем номерные знаки, вводим их в программу, она начинает заниматься их распределением, — пояснил Виктор Коваленко.— Инспектор до момента печати номера не знает, какие буквы и цифры на нем будут. Не знаю в том числе и я». Если кто-то попытается вмешаться в работу программы, то SMS приходят автоматически самому Виктору Коваленко, начальнику контрольно-профилактического отдела ГИБДД и начальнику отдела экзаменационно-регистрационной работы. «С марта сбоев в работе системы не было», — говорит господин Коваленко.— Надеюсь, что на 99,9% проблема эта в Москве решена.

Зарубежные водители могут легально приобрести себе «красивые» номера. В США через сайт местного департамента моторной техники можно забронировать нужную комбинацию букв и цифр, при этом номер может содержать даже рисунки, картинки и надписи. При этом запрещено использовать сочетания, которые могут быть восприняты как ругательство. В Великобритании аукционы по продаже «красивые» номеров проводятся с 1989 года — с тех пор бюджет получил порядка £1,5 млрд. В России с середины 1990-х были распространены коррупционные схемы с участием ГИБДД по получению тех или иных «красивых» номеров. Котировались знаки с тремя О (так называемые три Ольги), А и другими буквами. Довольно престижной была серия АМР77, сильно напоминающая АМР97 — правительственных машин с мигалками.

Системную борьбу с коррупционными схемами ГИБДД ведет с середины 2000-х в рамках общей реформы по упрощению всей регистрации. Самый важный документ вступил в силу в октябре 2013 года — административный регламент МВД ликвидировал процедуру снятия с учета автомобиля, для перепродажи автомобиля нужен только договор купли продажи. Также были упрощены многие процедуры, впоследствии сыгравшие немаловажную роль. В частности, из-за этого регламента ГИБДД перестала снимать номера с машин, а Госдума намерена в ближайшее время усилить наказание за тонировку.

Вместе с тем в 2010 году Владимир Путин еще в статусе премьера распорядился разработать правила проведения открытых аукционов по присвоению номеров с разными сочетаниями букв и цифр. Ответственными за исполнение поручения были назначены Минэкономики и МВД, они должны разработать проект постановления правительства РФ. Как пояснили «Ъ» в пресс-службе Минэкономики, министерства в данный момент «прорабатывают варианты возможных подходов к реализации» документа. При этом в ведомстве пояснили: порядок проведения аукционов будет разработан только после вступления в силу закона «О государственной регистрации транспортных средств». Проект этого закона был принят в первом чтении в 2013 году и с тех пор «завис в комитете по транспорту», рассказал «Ъ» его автор сенатор Владимир Федоров, экс-глава ГАИ России. «В случае принятия законопроекта работа будет продолжена, в том числе с привлечением к ней широкого круга экспертов и представителей сообщества автомобилистов», — пообещали «Ъ» в Минэкономики.

Саму идею аукционов эксперты уже подвергают сомнению. «Технически их довольно сложно организовать, кроме того, они не исключают коррупционных схем, — говорит господин Федоров.— Я бы ввел лучше фиксированную цену — как, например, в Литве. Там стоимость номера зависит от того, сколько букв и цифр повторяются. Три одинаковые буквы — одна цена, одинаковые цифры — другая». Эту же концепцию поддерживает и начальник УГИБДД Москвы Виктор Коваленко. «Хочет красивые сочетание — пусть тратит больше, — говорит он.— Социалка у нас никогда не откажется от лишних денег. Если это все востребовано, почему бы на уровне государства не решить вопрос о продаже номерных знаков». В 2013 году депутаты Госдумы уже выходили с идеей законодательно установить цену 150 тыс. руб. за запоминающийся госзнак: был разработан соответствующий законопроект, но его в парламенте не приняли.

По мнению Виктора Коваленко, довольно показательным является пример Грузии, где уже практиковались аукционы по продаже номеров. «Прошло буквально два года, я специально интересовался у автовладельцев, как изменилась ситуация, — говорит он.— Те граждане, которые приобретали номерные знаки, оставляют их дома для коллекции. Или просто выбрасывают, покупая неприметные и незапоминающиеся номера». Одно дело, по мнению начальника УГИБДД, когда в СССР наличие определенного номера «воспринималось как приближение к элите». «Совсем другое, когда сегодня номер обозначает уровень благосостояния, — говорит Виктор Коваленко.— Когда понимаешь, что человек купил за несколько тысяч долларов номерной знак, то значит, у него есть средства. Поэтому все махинаторы и жулики стали ориентироваться по номерным знакам».

Коррупционные схемы с участием ГИБДД постепенно уходят в прошлое и сами по себе, говорит лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Спрос на номера и рынок их сбыта никуда не делся, но он во многом легализовался», — пояснил он «Ъ». Дело в том, что после упрощения процесса регистрации автомобилей в 2013 году появились схемы с применением машин-доноров (как правило, старых и дешевых). Привлекательный знак продается вместе с таким автомобилем, покупатель снимает его, оставляя его на хранение в ГИБДД. На купленную машину устанавливается другой знак (любой, который выдаст Госавтоинспекция), и она возвращается обратно продавцу. «Красивый» номер владелец перевешивает на свою машину. Существуют и другие схемы, которые реализуют фирмы-посредники, но все они, как правило, легальные, говорит Петр Шкуматов. Более того, фирмы формируют целые базы данных для общения между собой продавцов и покупателей, а также сообщают друг другу, номера каких серий в данный момент выдают подразделения ГИБДД. В июле 2014 года один из таких порталов «Спецномер» опубликовал данные, согласно которым номер А777АА77, АО**МО77, Р001РР77 оценивался в 5 млн руб.

Иван Буранов

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку