Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
«Сюрприз для Рамзана»: как живут русские в ЧечнеКак живут русские, которые там остались, и что мотивирует людей из других регионов приезжать сюда жить.
24 августа 2015, источник: Коммерсантъ-Online, (новости источника)

Россию обвинили в «железнодорожной провокации»

Власти Грузии назвали «провокационными» действия железнодорожных войск РФ по восстановлению абхазской железной дороги вплоть до грузино-абхазской границы по реке Ингури. Тбилиси по-прежнему отказывается от переговоров с абхазской стороной о восстановлении сквозного железнодорожного движения из России в Армению через территорию Абхазии и Грузии.

«Они (власти РФ.— “Ъ”) пытаются подтолкнуть часть грузинской общественности на провокацию», — заявил министр Грузии по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили, комментируя ввод в Абхазию частей железнодорожных войск России и начавшиеся работы по восстановлению железнодорожного полотна от города Очамчире вплоть до грузино-абхазской границы по реке Ингури.

По мнению министра, абхазская железная дорога на этом участке нерентабельна, поскольку «нет ни грузов, ни пассажиров». Комментируя вторую версию — о том, что, восстанавливая железнодорожное полотно, РФ пытается подтолкнуть грузинское руководство к началу переговоров по возобновлению сквозного железнодорожного движения из России в Закавказье — господин Закареишвили подчеркнул: по этой теме «никаких переговоров не ведется».

В 2012 году, сразу после победы на парламентских выборах правящей коалиции «Грузинская мечта» и назначения на пост, Паата Закареишвили сам выступил с инициативой по восстановлению сквозного железнодорожного движения, но позднее посетовал на равнодушную реакцию со стороны Сухума и Москвы. «Наши потенциальные партнеры повели себя так, как будто эта железная дорога не нужна никому, кроме Грузии», — заявил тогда министр.

Суть проблемы в том, что стороны выдвигают заведомо неприемлемые форматы переговоров по «железнодорожной тематике». «Та формула, которую они предлагают, для нас категорически неприемлема», — заявил «Ъ» спецпредставитель премьера Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе, уточнив, что имеет в виду предложение замминистра иностранных дел России Григория Карасина «вести переговоры на этот счет с Абхазией, а не Москвой». «Это абхазский участок грузинской железной дороги и переговоры об этом мы будем вести только с Россией», — подчеркнул спецпредставитель грузинского премьера.

Тем не менее в отличие от министра Закареишвили дипломат не склонен рассматривать происходящее как провокацию. «Это не провокация, а полное беззаконие, — утверждает Зураб Абашидзе.— Все это происходит без нас, проигнорированы принципы территориальной целостности и суверенитет Грузии». Собеседник «Ъ» сообщил, что в ходе встреч в Праге с Григорием Карасиным «тема железнодорожного сообщения вообще не рассматривалась».

На днях по поводу восстановления железнодорожных путей в Абхазии высказался заместитель министра обороны РФ генерал Дмитрий Булгаков. По его словам, железнодорожные войска России в июле были отправлены в Абхазию для восстановления железнодорожного сообщения. «Около 500 военнослужащих железнодорожных войск и более 50 единиц специальной техники ведут работы на Абхазской железной дороге», — подтвердил Булгаков.

Железнодорожное сообщение между Россией и Грузией через Абхазию прервано с августа 1992 года, когда в Абхазии началась война. С тех пор эта тема периодически поднималась на разных уровнях. В 2003 году президенты РФ и Грузии Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе достигли предварительной договоренности о начале работ по восстановлению железной дороги «параллельно с возвращением в Абхазию грузинских беженцев», но абхазское руководство отказалось участвовать в дальнейших переговорах под предлогом несогласия с «увязкой между транспортным вопросом и проблематикой беженцев».

В 2006 году железнодорожные ведомства России, Грузии и Абхазии подписали протокол о начале работ, но документ не был воплощен в жизнь, поскольку в нем абхазская железная дорога называлась «абхазским участком (грузинской.— “Ъ”) железной дороги». Эта формулировка вызвала бурный протест в абхазском парламенте.

Георгий Двали, Тбилиси