Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 августа 2015, источник: РБК

«Нормандская четверка» встретилась без Путина

Петр Порошенко обсудил с лидерами Франции и Германии исполнение минских соглашений. Несмотря на заявленную всеми сторонами готовность им следовать, говорить о скором политическом урегулировании нельзя, уверены эксперты.

Источник: Reuters

​В Берлине в понедельник прошли переговоры президента Украины Петра Порошенко с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Порошенко приехал в столицу Германии из Киева, где принял участие в торжественных мероприятиях по случаю Дня независимости Украины.

Задача переговоров — обсудить дальнейшее исполнение минских соглашений, безальтернативность которых накануне переговоров признали все стороны конфликта и посредники. Договоренность о встрече была достигнута на прошлой неделе, когда на юго-востоке Украины резко активизировались боевые действия, а политики и эксперты заговорили о крахе минского процесса.

Как сообщила Меркель по итогам переговоров, Порошенко был приглашен для того, чтобы изложить украинское видение ситуации. Трое участников встречи вместе с российским президентом Владимиром Путиным формируют «нормандскую четверку». Ранее Меркель и Олланд проводили телефонные переговоры с Путиным без участия украинского лидера.

Лучше с Минском

«Слишком многое стоит на кону — вопрос войны и мира и действующая система безопасности в Европе», — заявил министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер. Порошенко в понедельник тоже назвал минские соглашения «безальтернативными». Такую же позицию занимают министр иностранных дел России Сергей Лавров и представители ДНР и ЛНР, полагая при этом, что нарушает договоренности как раз украинская сторона.

Лавров выразил в понедельник надежду, что Меркель и Олланд будут добиваться, чтобы «Украина выполнила все, о чем договаривались, в полном объеме и в той последовательности, о которой договаривались». А представитель ДНР Денис Пушилин пригрозил, что если западным лидерам не удастся убедить Порошенко вернуться к реализации минских договоренностей, «Донбасс ждут новые разрушения и жертвы, а Украину — новые котлы» (цитата по Донецкому агентству новостей). Порошенко также говорит о необходимости полного выполнения договоренностей. Однако текст договоренностей, замечает эксперт Александр Гущин, оставляет возможности для разночтений.

Военная часть соглашений выполнена частично: активно наступать и обороняться перестали, но полного прекращения боевых действий нет, отвод тяжелой военной техники выполнен с нарушениями, а обмен военнопленными всех на всех не выполнен, подводит промежуточный итог замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

Экономическая часть мер не выполнена, по его словам, полностью: к восстановлению инфраструктуры на территории самопровозглашенных республик и возобновлению работы там украинских банков Киев даже не приступал. В политической части формально выполнены определенные пункты — большой уступкой со стороны Порошенко может считаться внесение поправок в проект Конституции, подразумевающих особый статус районов под контролем повстанцев, согласен Гущин.

«Худой мир лучше войны, и это подтверждает статистика. В этом на сегодняшний день одна из главных гуманитарных заслуг Минска», — объясняет РБК значимость соглашений собеседник, близкий к руководству ЛНР и ДНР. Он напоминает, что были созданы рабочие подгруппы Минской контактной группы — по безопасности, политике, экономике и гуманитарным вопросам, в которых идут активные переговоры. Также продолжает работать мониторинговая миссия ОБСЕ, было отведено тяжелое вооружение калибром более 150 мм. При этом украинская сторона и повстанцы постоянно обвиняют друг друга в возвращении отведенной техники на позиции.

Политика под вопросом

Основные претензии республик и Москвы — к исполнению политического пакета договоренностей. Согласно комплексу мер, Киев должен до конца 2015 года принять новую Конституцию, ключевым моментом которой должна стать децентрализация (мнение «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» должно быть при этом учтено), а также наделение этих районов постоянным особым статусом.

Об этом пункте напомнил в понедельник Лавров: все этнические группы в стране должны чувствовать себя защищенными в плане своих культурных прав и ценностей, а «та самая децентрализация, о которой столько говорилось» должна на деле обеспечивать «право пользования родным языком, какие-то экономические преимущества».

Порошенко в понедельник выразил надежду, что парламент Украины в конце августа в первом чтении одобрит проект изменений Конституции. Но поправки не устраивают Москву и сепаратистские столицы: постулат о том, что отдельные районы мятежных областей управляются особым порядком, который прописан специальным законом, был перенесен в переходные положения Конституции.

Постоянный особый статус Донбасса должен быть предусмотрен в основном теле Конституции, говорит собеседник РБК, близкий к руководству повстанцев. В ней также должно быть прописано и то, что Киев обещал повстанцам по итогам переговоров: освобождение от наказания участников событий в Донбассе, право на языковое самоопределение, назначение на прокурорские и судейские должности с учетом мнения местной власти, а также некоторые права экономической, социальной и культурной автономии.

Другой пункт соглашений, закон об особом статусе, также не устраивает повстанцев. Парламент Украины принял его в марте, однако увязал его исполнение с проведением местных выборов на неконтролируемых правительством территориях. В ДНР и ЛНР считают это нарушением минского плана.

Повстанцы утверждают, что готовы провести выборы по украинским законам и под наблюдением ОБСЕ, но для этого Киев должен остановить военную операцию, объявить амнистию и провести обмен пленными, от чего Порошенко отказывается, говорит собеседник РБК.

«Логика украинских переговорщиков преступно проста — сперва республики предоставляют силам ВСУ контроль над границей, потом ВСУ и СБУ зачищают регион от “сепаратистов” и после этого уже проводят выборы. А там уже можно забыть и об особом статусе, и о децентрализации Украины», — утверждает он. Пока что ЛНР и ДНР объявили местные выборы в одностороннем порядке, что нарушением соглашений считает уже Киев.

​​Минские соглашения — это компромисс Евросоюза и России при участии Порошенко, говорит Жарихин. По его словам, их выполнение невыгодно украинскому лидеру, так как они ставят крест на перспективах интеграции с ЕС и НАТО — интегрировавшая в себя Донбасс на минских условиях Украина не сможет вступить в эти структуры. ​

России важно, чтобы украинская Конституция давала региону право влиять на внешнюю и внутреннюю политику Украины, это бы привело к закреплению ее внеблокового статуса, говорит Гущин. Но это неприемлемо для Порошенко и его команды, отмечает он, поэтому на данном этапе минский процесс сыграл роль в ликвидации масштабных военных действий, но ожидать от него политического прорыва не приходится.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку
Переговоры в Берлине: альтернативы Минским соглашениям нет
25 августа 2015© Ньюстюб