Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 сентября 2015, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Киев предпочел деньги санкциям

Украинские санкции против российских авиакомпаний могут быть введены в максимально щадящем режиме: вместо полной или частичной остановки полетов ожидается лишь запрет на пролет над страной. По данным источников «Ъ», в Киеве опасаются, что более серьезные ограничения вызовут ответные меры Москвы и приведут к значительным убыткам местных аэропортов и авиакомпаний. По оценкам экспертов, значительных проблем перевозчикам запрет не принесет, хотя будут сильно затруднены, например, полеты в Молдавию.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Вчера официально вступил в силу указ президента Украины Петра Порошенко об антироссийских санкциях, подписанный на прошлой неделе. Он, в частности, налагает ограничения на 25 авиакомпаний из РФ. Впрочем, что именно будет запрещено перевозчикам, официально до сих пор не сообщили: российские власти по-прежнему ждут информации из Киева. Глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил, что министерство не получило официальных разъяснений, уведомлений от украинской стороны нет и у Росавиации.

В указе говорится, что по территории Украины должно быть введено «ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок». Но на рынке ждут, что санкции будут реализованы в урезанном варианте. Они затронут только полеты над Украиной, не касаясь прямых рейсов в страну и транзита, сообщил вчера украинскому телеканалу «Интер» гендиректор киевского аэропорта «Борисполь» Евгений Дыхне. По его словам, ответственность за выполнение решения несет «Украэрорух» (обслуживает воздушное движение), пока в работе аэропорта ничего не изменилось.

Источник «Ъ», близкий к Мининфраструктуры Украины, уточнил, что исходно речь шла о полном запрете полетов всех авиакомпаний РФ, летавших в Крым (исключая лишь «ЮТэйр»). Но затем у украинских властей появились опасения, что такой запрет спровоцирует увольнения в аэропортах, которые будут недозагружены, а Москва введет симметричные меры. Источник «Ъ» добавил, что решения об организации технических процедур введения запрета принимают «Украэрорух» и Госавиаслужба Украины, но ведомства не заинтересованы в запрете, поскольку он обернется значительными финансовыми потерями. Пока все перелеты идут по расписанию, говорит источник «Ъ», в дальнейшем авиакомпаниям могут быть направлены уведомления. Выдача дополнительных разрешений на транзит будет обсуждаться отдельно, сообщил собеседник «Ъ».

Это не первые ограничения авиасообщения между РФ и Украиной: еще в августе 2014 года Москва запретила полеты украинских перевозчиков над Россией. Источники «Ъ» оценивали потери украинских компаний от этого в августе—декабре 2014 года в $6−8 млн. В целом по итогам года аэропорты Украины сократили пассажиропоток на 22,5%, до 10,8 млн человек, количество пассажиров в международном сообщении снизилось на 20%, до 9,5 млн человек, во внутреннем — на 38,5%, до 1,2 млн человек. За первое полугодие 2015 года аэропорты Украины (без учета Донецка и Луганска) сократили пассажиропоток еще на 3,8%, до 4,7 млн человек. В 2014 году в ответ на действия Москвы Киев ограничивал «Аэрофлоту» и «Трансаэро» пролет через Украину на рейсах в Египет, Турцию, Грецию, Болгарию и Израиль. В итоге дополнительные расходы (в том числе на топливо) увеличили издержки перевозчиков примерно на $1,2−1,4 млн в месяц.

Вчера в «Аэрофлоте» отказались от комментариев. В «Сибири» затруднились уточнить размер возможных убытков из-за облета Украины, но сообщили, что из 140 маршрутов компании над страной проходит только семь. Источник «Ъ» в одной из авиакомпаний РФ сообщил, что возможные ограничения увеличат полетное время примерно на 20−30 минут, что существенно скажется на расходах перевозчиков. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов не считает возможный запрет пролетов очень критичным для российских авиакомпаний. По его мнению, крупнейшие перевозчики уже подготовились к такому развитию событий и выполняют большинство полетов в обход Украины. Серьезно будет затронута экономика рейсов в Молдавию, полагает господин Борисов, но на общую деятельность компаний данное направление повлияет слабо.

Елизавета Кузнецова; Янина Соколовская, Киев