Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Первая из девяноста девяти: жизнь и исчезновение Амелии ЭрхартОна родилась за шесть лет до первого полета братьев Райт и немало сделала, чтобы превратить самолеты в «средство передвижения»
17 декабря 2015, источник: "Российская газета"

Части Большого Екатеринбурга сохранят самостоятельность

До конца декабря пять муниципалитетов подпишут соглашение о создании агломерации Большой Екатеринбург.

Источник: Reuters

В объединение, помимо областного центра, войдут Арамиль, Березовский, Верхняя Пышма и Среднеуральск.

— Создание агломераций вокруг больших городов является естественным процессом, общей тенденцией в России и мире, — подчеркивает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. — Для региона реализация проекта «Большой Екатеринбург», безусловно, станет еще одной точкой роста. Наша цель — не присоединение муниципалитетов к областному центру и не смена названий, а создание условий для притока инвестиций и повышения качества жизни всех уральцев.

В России уже существуют примеры агломераций: Большая Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Но уральская модель отличается принципиально: здесь каждая территория де-юре останется самостоятельной. Предполагается для начала создать единый совет, куда войдут представители всех городов-спутников, затем постепенно перераспределить полномочия. Сторонники агломерации рассматривают такой подход как сильную сторону проекта: мол, никто кнутом малые города под крыло «большого брата» не загоняет. Противники, наоборот, считают инфраструктурное объединение без административного подводным камнем, на который рано или поздно наткнется «корабль».

При этом никто не отрицает, что де-факто Большой Екатеринбург уже существует, и дальше все зависит от того, насколько деликатно региональные власти смогут «оформить отношения». Предыдущая попытка, инициированная бывшим губернатором Александром Мишариным, как все помнят, наткнулась на жесткое сопротивление «сателлитов». В частности, в Березовском на улицы в знак протеста вышли 4,5 тысячи жителей. Нынешнее руководство области учло прошлый негативный опыт.

— Если муниципалитеты хорошо развиты, нет резона лишать их самостоятельности, значит, агломерацию надо развивать не по моноцентричному, а по полицентричному варианту. Отсюда напрашивается особый статус объединения — «город-агломерация», который необходимо закрепить в федеральном законодательстве. Тогда наш опыт можно будет использовать в других регионах, — комментирует политолог Анатолий Гагарин.

По словам эксперта, чтобы эффективно выстроить связи внутри агломерации без доминирования кого бы то ни было, но с эффективным координационным центром, понадобится от трех до пяти лет. Он уверен, что Федерация заинтересована в подобных проектах, поскольку те дают регионам новые импульсы для развития.

— Бюджет агломерации сначала будет распределенным, но, думаю, постепенно мы выйдем на необходимость большего слияния муниципальных «кошельков». Распределив полномочия и ответственность, можно создать гибкую конструкцию. Западная практика показывает, что в этом случае довольны все: у каждого — своя зона ответственности, бюджетного распоряжения, — отмечает политолог. — К примеру, в состав Большого Лиссабона входят 18 муниципалитетов — независимых, но связанных единой стратегией развития. Пригороды присоединяются к мегаполисам прежде всего физически — за счет застройки пространств между ними.

На этой неделе депутаты Законодательного собрания приняли сразу в трех чтениях важнейший документ — Стратегию развития Свердловской области до 2030 года. Теперь предстоит детализация отраслевых планов, где создание агломерации также распишут в деталях: со сроками, ответственными лицами и финансированием. В частности, межведомственная рабочая группа министерства строительства и развития инфраструктуры займется созданием единого генплана Большого Екатеринбурга. Уже в первом квартале 2016-го планируется рассмотреть вопросы транспортной инфраструктуры. Поясним, что действующая схема территориального планирования Свердловской области утверждена в 2009 году, она не учитывает стратегии развития отдельных населенных пунктов и не подразумевает создания «зон совместных интересов». На ее актуализацию, по предварительным данным, потребуется около трех лет и порядка 60 миллионов рублей. Обновить придется многие разделы, прежде всего необходимо нанести на схему коридоры под высокоскоростную железнодорожную магистраль, территорию развития аэропорта Кольцово и региональной авиации, новые автодороги. Также будет скорректировано размещение производительных сил.

— Жилые районы муниципальных образований сегодня практически вплотную приблизились друг к другу. Совершенно нет смысла, к примеру, строить новую школу на окраине одного города, если она есть в 200 метрах, но уже в другом муниципалитете. Такая же ситуация с детскими садами. Подобных нюансов много, это и транспортная доступность, и социальное обслуживание, и медицина, — говорит глава региона Евгений Куйвашев.

Свердловский губернатор, который, собственно, и является главной движущей силой сегодняшнего центростремительного процесса, настойчиво продвигает идею объединения территорий на базе реализации совместных, выгодных всем проектов, в частности инфраструктурных. Первые практические шаги в этом направлении уже сделаны: в этом году в Верхней Пышме сдана четырехполосная автодорога с мостом над железнодорожным переездом. Строительство велось в рамках областной целевой программы, стоимость объекта составила более 709 миллионов рублей. Раньше трасса из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму и Среднеуральск была вдвое уже и пересекала железнодорожные пути, из-за чего часто возникали пробки. Теперь расчетная скорость движения на этом участке составляет 80 километров в час, пропускная способность — до 45 тысяч автомашин в сутки.

Помимо автодороги, Екатеринбург и Верхнюю Пышму свяжет скоростной трамвай. Проектирование линии уже ведется, на это в областном бюджете предусмотрено почти 400 миллионов рублей. Инициативу поддерживает градообразующее предприятие города-спутника — Уральская горно-металлургическая компания.

Между тем глава областного минстроя Сергей Бидонько совсем недавно предложил расширить число участников агломерации до восьми — за счет Сысертского и Белоярского городских округов, а также города Дегтярска, относящихся к так называемому второму поясу Екатеринбурга. Главы этих территорий идею в целом поддержали, но пока воздерживаются от разговоров о конкретных шагах.

— В первом варианте после создания агломерации столица Урала должна увеличиться минимум в пять раз по площади. Когда добавятся еще три муниципалитета, территория вырастет раз в 8−10. Если это будет просто союз городов без административного объединения, то проблем, скорее всего, не возникнет. В противном случае не исключены сложности с оперативным управлением. Проволочки могут быть и в момент сбора исходных данных с территорий. В 2009-м, к примеру, муниципалитеты со скрипом делились градостроительной документацией, — вспоминает Александр Чугункин, гендиректор института «Уралгражданпроект», где разработали предыдущую схему терпланирования области.

Евгений Писцов, глава Березовского городского округа:

— Периодически звучит мысль, что объединению препятствуют местные «царьки». Необходимо исключить политические спекуляции по этому вопросу. Думаю, все муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы вовлечь земли в оборот, получить новых инвесторов, развивать инфраструктуру. Наша задача — эффективно использовать ресурсы, чтобы на приграничные площадки приходил реальный бизнес, создавались новые рабочие места, снижалась маятниковая миграция.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку