Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
13 апреля 2016, источник: Noi.md, (новости источника)

ЕС разрешил Тирасполю собственный путь в зону свободной торговли

1 января 2016 г. для Приднестровья закончилось действие режима автономных торговых преференций с ЕС. И вступили в силу правила Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA) между Молдовой и ЕС, которые применяются на правом берегу Днестра с 1 сентября 2014 г. Однако на сайте министерства экономического развития Приднестровья нет ни слова о том, на каких условиях осуществляется приднестровский экспорт в Евросоюз, хотя приводятся данные о внешней торговле по странам.

Источник: Noi.md

Парадокс, однако

18 декабря прошлого года в «Официальном журнале Европейского союза» было опубликовано решение Совета по ассоциации ЕС-РМ о применении части V («Торговля и другие аспекты, связанные с торговлей») Соглашения об ассоциации между ЕС и РМ на всей территории Молдовы с 1 января 2016 г. Однако в самом Соглашении говорится, что этот документ или его часть V начинает применяться в зоне республики, где Правительство РМ не осуществляет эффективного контроля, тогда, когда Молдова обеспечит применение и соблюдение настоящего Соглашения или части V на всей территории страны.

Политолог Корнелиу Чуря, занимавшийся исследованием этого вопроса, отметил, что в конце 2015-го молдавское правительство проинформировало Европейскую комиссию о том, что сможет обеспечить применение и соблюдение части V Соглашения по всей стране с начала 2016-го. Благодаря этому, теперь для Приднестровья действует режим свободной торговли с ЕС (без уплаты таможенных пошлин для приднестровских товаров), хотя реально молдавское правительство ничего там не обеспечивает и не гарантирует.

Тем не менее, по мнению эксперта, все остались довольны. Кишинёвские власти поддерживают идею о том, что гарантируют применение части V Соглашения об ассоциации на всей территории страны. Ведь формально, если Приднестровье принимает условия DCFTA, — значит, оно становится частью Соглашения об ассоциации ЕС-РМ и признает молдавское законодательство.

У Тирасполя появилась возможность уменьшить экономические потери, вызванные «блокадой» региона со стороны Украины. Но приднестровские власти, воспользовавшись преференциями, дистанцируются от Кишинёва. Получив льготы в торговле с ЕС, они утверждают, что Тирасполь не присоединялся к Соглашению об ассоциации ЕС — РМ, поскольку не подписал ни одного документа, и строит отношения с Брюсселем в обход Кишинёва.

Брюссель, с учетом напряженных отношений с Россией, нашёл формулу включить Приднестровье в DCFTA и предоставил ему доступ на свой рынок без создания антагонизма в адрес России и не отчуждая Кишинёв

Ничего, кроме политики

Эксперты из Кишинёва, Тирасполя и Евросоюза (особенно из консалтинговой компании Berlin Economics, которая изучала экономику «ПМР»), обсуждавшие внедрение DCFTA в Приднестровье, считают, что Левобережье не может бесконечно пользоваться режимом автономных торговых преференций, потому что ЕС не может принять одновременное существование двух торговых режимов в одной стране.

Благодаря этому, Приднестровье получило ассиметричный режим, при котором Тирасполь применяет импортные пошлины, а приднестровский экспорт поступает на территорию ЕС беспошлинно. По расчетам специалистов, применение зоны свободной торговли с ЕС позволит экономике Приднестровья вырасти на 3−4%. В то же время, если его не использовать, то это приведет к её спаду на 5%.

Однако власти Приднестровья не желают серьезно вовлекаться в переговоры по Соглашению об ассоциации ЕС — РМ, делегировав только одного наблюдателя. Это ухудшило позиции Тирасполя, который упустил возможность получить некоторые финансовые преимущества

А Кишинёв рассматривает включение Приднестровья в DCFTA как подчиненное более важное цели — реинтеграции страны. В связи с этим даже высказывается мнение о том, что более тесная экономическая интеграция Молдовы с ЕС позволит решить приднестровский конфликт. Но есть и другое мнение — о возможном нарастании напряжения, если бы для Приднестровья перестали действовать АТП, а DCFTA применялось только в Правобережье.

Корнелиу Чуря подчеркнул на пресс-конференции, на которой представил своё исследование «Расширение применения Соглашения об ассоциации и Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) в приднестровском регионе: реалии, препятствия и возможности», что по этой причине Кишинёв не сформулировал своей ясной позиции. Молдова желает полного присоединения Приднестровья к Соглашению об ассоциации ЕС — РМ, т.к. Левобережье является частью Молдовы, но в то же время молдавские власти обеспокоены тем, что Тирасполь откажется подчиниться. В этих условиях Кишинёв выбрал политику страуса, передав инициативу Брюсселю.

Секретная «Дорожная карта»

Политический аналитик сообщил, что в прошлом году в Кишинёве, вместе с европейскими структурами была подготовлена некая «Дорожная карта» для содействия торговли Приднестровья с Евросоюзом. Но этот документ так и не был опубликован. В нем предусматривалась необходимость регистрации приднестровских предприятий на правом берегу, выравнивание таможенных ставок на обоих берегах, осуществление совместных инспекций Национального агентства по безопасности пищевых продуктов (ANSA) и структур из ЕС на предприятиях — экспортерах сельхозпродукции в ЕС; принятие на левом берегу инспекций предприятий со стороны Таможенной службы РМ; соответствие приднестровских компаний таможенным требованиям о происхождении товаров, санитарным и фитосанитарным требованиям, которые действуют на правом берегу Днестра.

Европейские эксперты придерживаются технической позиции, игнорируя политическую проблематику, связанную с реинтеграцией Молдовы. Они не настаивают на применении в Приднестровье молдавских законов, а только на соответствии приднестровских законов требованиям DCFTA. Таким образом, допускается, чтобы у Тирасполя был собственный путь участия в зоне свободной торговли с ЕС, отличный того, по которому идёт Кишинёв. Более примирительная позиция ЕС по отношению к Приднестровью, видимо, объясняется нежеланием конфликтовать с Россией из-за блокады экспорта из этого региона в Евросоюз.

В отношении Приднестровья ЕС отказался от применения чётко изложенных правил Соглашения об ассоциации (по принципу «всё или ничего»). Он был готов принять промежуточные решения, которые не основываются на необходимости полного выполнения требований DCFTA

Тирасполь считает Соглашение об ассоциации ЕС — РМ и его часть — DCFTA политическим документом, который приведет Приднестровье под контроль Запада в том, что скрывается под терминами «углубленная и всеобъемлющая» зона торговли, в то время как у него другой вектор развития.

Приднестровские власти хотят подписать с Брюсселем отдельный документ о торговом преференциальном режиме с ЕС, без участия Кишинёва. По их мнению, двусторонний документ лучше отразит экономические отношения «ПМР» с Евросоюзом с одной стороны, и с Молдовой — с другой. Также высказывается мнение о том, что необходимо создать отдельную зону свободной торговли между Приднестровьем и Молдовой.

На ежегодной Конференции по мерам укрепления доверия в процессе молдо-приднестровского урегулирования, организованной ОБСЕ и правительством ФРГ (состоялась 29—30 октября, в немецком городе Роттах-Эгерн) было принято решение о применении DCFTA в Приднестровье, но об этом ничего не сообщалось. Это политическое решение держалось в секрете до публикации в «Официальном журнале Европейского союза». Там же, в Роттах-Эгерне, была достигнута договоренность о разработке «Дорожной карты».

После этого, 12 ноября, Минэкономики РМ представил Главному управлению торговли Еврокомиссии (DG Trade) пакет мер по улучшению торговли приднестровского региона с ЕС, согласованных с Тирасполем. 18 декабря его подписал председатель Совета по ассоциации ЕС — РМ и.о. премьер-министра Георге Брега. И в тот же день оно было опубликовано.

Каковы последствия?

Немецкие эксперты оценили последствия применения зоны свободной торговли с ЕС для экономики Приднестровья. По их расчетам, из-за снижения пошлин на импорт приднестровский бюджет в 2016 г. мог потерять 4,3% доходов, или 1,3% ВВП. Для компенсации этих потерь предлагается провести налоговую реформу и ввести новые источники доходов. В частности, применять взимание НДС (который бы постепенно заменил налог с оборота), на первом этапе начав с крупных компаний. К тому же это избавит экспортеров от двойного налогообложения.

Аналитики из Berlin Economics предложили для начала установить НДС в размере 7%, что позволит в 2016 г. получить $26 доходов.

По мнению Expert-grup, необходимо разрешить более длинный переходный период для наиболее чувствительных отраслей экономики региона — производства изделий из текстиля и кожи, обуви, живых животных и продуктов животного происхождения.

По информации Минэкономики РМ, приднестровские власти обязались в определенные сроки обеспечить преференциальный доступ на рынок товарам и услугам из ЕС и сделать изменения в законодательстве относительно торговли и налогов. Если возникнет необходимость, они могут получить помощь для внедрения этих мер.

Однако широкой публике не было объявлено, что будет предпринимать Тирасполь для внедрения DCFTA. И на левом берегу Днестра уже высказывается по этому поводу много критики со стороны бизнеса и жителей.

Самое главное, что должны сделать приднестровские власти — отказаться от импортных пошлин. Это необходимо выполнить к 2018 г., в два этапа. Первый начнется в 2017 г. — это означает, что Приднестровье получило отсрочку в один год. Также Тирасполь обязался внедрить налоговую реформу, краеугольным камнем которой станет НДС, а также внедрить санитарные и фитосанитарные стандарты, политику в области конкуренции и госзакупок — по стандартам ЕС, регулирование таможенных процедур. Правда, не названы точные сроки, когда это произойдет.

Не известно, насколько приднестровские власти согласны сотрудничать с правобережными структурами по вопросам, связанным с выдачей сертификатов происхождения, с таможенными процедурами и т. д. В то же время Кишинёв обязался не создавать препятствий экспорту из «ПМР», если предприятия из этого региона соблюдают все требования. Для изучения возможных спорных ситуаций нужно создать комитет под председательством ЕС с участием представителей Кишинёва и Тирасполя.

Куда отправляется приднестровский экспорт?

В 2015 г., по официальным данным Тирасполя, было экспортировано товаров и услуг на $611 млн. (на 14,7% меньше, чем годом ранее).

Его основным торговым партнёром была правобережная Молдова, на долю которой пришлось 49,1% приднестровского экспорта, или $299,9 млн (+7,6% по сравнению с 2014 г.).

Далее следуют Румыния с долей 15,5%, или $94,8 млн (+16,8%), Украина — 8,4%, или $51 млн (+8,1%). Россия расположилась лишь на четвертом месте — 7,8%, или $47,4 млн (-52,7%). Также к крупным партнерам относятся Италия — 6,5%, или $39,6 млн (+27,4%) и Германия — 5%, или $30,4 млн (-1,6%).

Для сравнения: из Молдовы было импортировано лишь на $77 млн (в 2014 г. — $116,7 млн, или на 34% меньше). В целом торговый оборот между двумя берегами Днестра за последние семь лет вырос с $217,2 млн в 2009 г. до $395,5 млн в 2014 г., в 2015 г., правда, произошло снижение до $376,9 млн.

Кишинёв может настаивать

Корнелиу Чуря в своём исследовании сделал несколько рекомендаций. В частности, по его мнению, Кишинёв должен строить торговую политику с «ПМР» на следующих принципах:

— поскольку Приднестровье остаётся непризнанным государством, поэтому Кишинёву необходимо настаивать на концепции «общего пространства», которая предусматривает применение Соглашения об ассоциации на Левобережье;.

— торговля с «ПМР» остается внутренней торговлей для Молдовы. Создание для этого региональной зоны свободной торговли противоречит принципам функционирования суверенного государства и влияет на курс европейской интеграции страны. Торговля с Приднестровьем возможна только в контексте внедрения Соглашения об ассоциации ЕС — РМ;.

 — Кишинёв должен настаивать на том, что договоренности, достигнутые в конце 2015 г., не предоставляют отдельный преференциальный режим для Приднестровья, а это — часть Соглашения об ассоциации ЕС — РМ;.

— властям Правобережья необходимо настаивать, чтобы Тирасполь применял все положения Соглашения об ассоциации, а не только часть V, ведь это уже предусмотрено в «Дорожной карте», правда, без чётких сроков;.

 — Молдове следует получить больший контроль над процессом внедрения Соглашения об ассоциации в Приднестровье, чтобы гарантировать выполнения Соглашения;.

— Кишинёв может разъяснить свою позицию относительно перехода приднестровского законодательства на европейские стандарты через применение молдавского законодательства. Но по всем этим пунктам Тирасполь может сказать «нет». И на правом берегу это знают. Поэтому пока все получают удовольствие от достигнутого временного компромисса.