Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 декабря 2016, источник: Uralpress.ru

Бюджет области убыточный, но вызывает сдержанный оптимизм

Сегодня, 15 декабря, в Законодательном собрании Челябинской области состоялись публичные слушания по проекту регионального закона «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018—2019 годов».

Источник: Uralpress.ru

О будущих расходах и доходах областной казны в средствах массовой информации уже сказано немало, поэтому не будем утомлять читателей базовыми цифрами. Остановимся лишь на главных, на наш взгляд, вехах ближайшего финансово-экономического существования Южного Урала.

Прежде всего, отметим, что область вновь перешла на среднее планирование своих средств. Если последние два года принимались только одногодичные бюджеты, то с будущего года экономисты посчитали возможным более долгосрочное планирование. «Возвращение к устойчивому планированию обусловлено стабильностью в политике и экономике России, — подчеркнул председатель ЗСО Владимир Мякуш. — От прежних бюджетов проект бюджета до 2019 года отличает максимальная открытость и прозрачность».

Впрочем, открытость и прозрачность сами по себе хорошей жизни не гарантируют. В этом вопросе важны конкретные цифры доходов и расходов, которые в конечном итоге и определяют повседневное бытие. Об этом многочисленным присутствующим напомнила заместитель министра экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева.

На ближайшие три года бюджет региона останется дефицитным. Финансовую дыру придется затыкать с помощью займов. Доходы на 2017 год ожидаются в размере 100 миллиардов рублей, тогда как расходы превысят 131 миллиард. В последующие два года разница между дебетом и кредитом слегка подсократится, но все равно будет исчисляться десятками миллиардов.

Собственно говоря, трудно рассчитывать на иной результат, если по итогам 2016 года все показатели экономического развития Челябинской области — металлургия, строительство, транспорт, торговля и прочее — находятся в глубоком минусе. Исключение составляет лишь развитие сельского хозяйства, которое демонстрирует стабильный рост.

Причиной этого региональное министерство экономразвития считает как внешние причины — мировой кризис, снижение мирового потребления металла, нестабильность курса рубля, санкции в отношении России, так и сугубо внутренние — снижение покупательской способности населения, высокие кредитные ставки для бизнеса, уменьшение лиц трудоспособного возраста, низкая мобильность трудового населения.

«В 2016 году внутренний валовый продукт Челябинской области снизился на 4,6 процента, — ознакомила собрание Наталья Лугачева. — Доля промышленности в экономике области составляет 40 процентов. Но уже в 2017 году мы ожидаем начало постепенного роста объемов промышленного производства, который в 2018—2019 году должен составить 4−5 процентов. с 2018 года должен также начаться рост экспорта, особенно продукции металлургической и обрабатывающей промышленности».

В то же время чиновница не могла не констатировать, что уже третий год подряд реальные доходы населения сокращаются. Так, по итогам 2016 года, это падение достигло отметки в пять процентов. А низкие зарплаты жителей региона привели к тому, что на десять процентов снизилась потребительская способность общества.

Хотя и эти проблемы, по мнению аналитиков из минэкономразвития, вскоре пойдут на поправку: уже в 2017 году, по прогнозам, реальные доходы должны вырасти на 1−4 процента, а средняя зарплата в области в 2019 году составит 38 тысяч рублей.

При подготовке проекта бюджетов правительство Челябинской области рассматривало два варианта — консервативный и базовый. В итоге остановились на базовом. «При изучении проекта некоторые специалисты заявляли, что этот вариант нереалистичен и поводов для оптимизма мало, — заметил министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын. — Но мы считаем, что рисков для его выполнения нет». По словам Андрея Вадимовича, уже в следующем году общий объем доходов бюджета увеличится на 10,7 процента по сравнению с 2016 годом.

С одной стороны, обсуждаемые бюджеты потеряют часть средств от уменьшения дорожных акцизов, что выльется в сумму в 2,8 миллиарда рублей. Но, с другой, приобретут лишних 10 процентов на возросших доходах от продажи акцизов на алкогольную продукцию, которые будут оставаться в областной казне, и на возвратах по налогу на прибыль, что принесет дополнительно пять миллиардов. Кроме того, в 2017 году из федеральной кассы в область поступит 20,2 миллиарда рублей, что на 13 процентов больше, чем в году нынешнем.

Еще один пункт пополнения областного бюджета — оптимизация расходов на содержание чиновничьего аппарата. Министр финансов рассказал, что в 2016 году на содержание чиновников разных уровней в области было запланировано 44 миллиарда рублей, однако после вмешательства губернатора области эту сумму удалось сократить в два раза.

«В целом проект бюджета на 2017 и 2018−19 годы имеет четко выраженную социальную направленность, — резюмировал Андрей Пшеницын. — Так, инвестиции в человеческий капитал и социальную защиту населения составляют 75 процентов всех расходов бюджетов».

При работе с трансфертами местным бюджетам областное правительство особое внимание будет уделять трем основным приоритетам: качеству бюджетного планирования на местах, результативности использования субсидий из федерального и областного бюджетов, а также достоверности доходной части местных бюджетов. Эти аспекты при дотациях районам и областным муниципальным образованиям становятся особенно важны на фоне того, что семь районов Челябинской области сегодня задолжали банкам более 2,5 миллиарда рублей.

О социальной направленности проектов бюджетов говорил и первый заместитель губернатора Челябинской области Евгений Редин. Он обозначил пять приоритетных направлений будущего финансирования. «В первую очередь увеличатся расходы на социальную защиту населения, — заявил Евгений Редин. — На 15 процентов больше будет выделено средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, которых сегодня в области насчитывается 14 тысяч. Из более чем 34 миллиардов, запланированных на эту статью расходов, для детей-сирот будет выделено 3,3 миллиарда. В 2016 году в семьи было передано более двух тысяч сирот. Эта линия — наш приоритет, который мы продолжим и в будущем. На единовременную помощь приемным родителям в бюджете 2017 года заложено 15 миллиардов рублей».

Почти столько же — 14 процентов этой статьи расходов — пойдет на меры социальной поддержки населению. Это коснется, прежде всего, ветеранов, инвалидов, сельских педагогов и врачей и прочих малозащищенных слоев населения. Более 600 тысяч семей с детьми уже в будущем году получат финансовую помощь в виде пособий, льгот по оплате коммунальных услуг, оплате тарифов ЖКХ. На эти цели запланировано без малого еще шесть бюджетных миллиардов.

Более 33 миллиардов, что на 2,4 процента больше, чем в 2016 году, будет направлено на образование. По словам Евгения Владимировича, сегодня в Челябинской области ни в одной школе нет третьих учебных смен, а во вторую учатся лишь 16 процентов школьников. Следуя указаниям президента России, высказанным в Послании Федеральному Собранию РФ, правительство региона работает над созданием новых мест в общеобразовательных учреждениях. Для этого учителям подняли зарплату, которая теперь соответствует еще майским указам главы государства, а на будущий год запланировали выделение 570 миллионов рублей на строительство двух школ — в Челябинске и в Сосновском районе.

Что касается области здравоохранения, то на его развитие запланировано 25,5 миллиарда рублей. По сравнению с нынешним годом рост составит почти пять процентов. «Причем, это деньги только из областного бюджета, — подчеркнул Евгений Редин. — Мы не считаем средства, которые будут перечислены по линии ФМС. Поэтому общая сумма на здравоохранение будет значительно выше».

Среди приоритетов в этой сфере заместитель губернатора назвал снижение смертности от сердечно-сосудистых, инфекционных и онкологических заболеваний. Кроме того, продолжится работа по выявлению ВИЧ-инфицированных граждан.

Сразу без малого на 12 процентов увеличатся отчисления на областную культуру. В планах правительства — привлечь только в театры региона до 700 тысяч зрителей. Еще больше — на 42 процента — увеличится бюджет туристической сферы. На развитие местного отдыха и привлечение туристов из других регионов и стран в бюджете-2017 запланировано 25 миллиардов рублей.

Господдержка регионального спорта увеличится до 2,2 миллиарда. Эти деньги пойдут на три основные цели. Во-первых, финансирование 19 команд Челябинской области, выступающих в различных чемпионатах страны. Во-вторых, повышение зарплат тренерам, работающим с детьми. И, в-третьих, развитие двух новых точек массового спортивного отдыха — конного комплекса «Рифей» и площадки для шорт-трека по соседству со стадионом «Уральская молния».

Однако для исполнения бюджета необходим тщательный контроль за каждой статьей расходов. «До сих пор в проекте бюджета еще не утверждены девять госпрограмм, — заметил председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Сергей Комяков. — Да и ранее начатые проекты порой находятся на стадии заморозки. Мы предлагаем отказывать в предоставлении бюджетных средств тем компаниям и муниципальным образованиям, которые не завершили начатое. В противном случае бюджет Челябинской области всегда будет дефицитным».