Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 декабря 2016, источник: Газета.Ру, (новости источника)

CША обвинили Китай в краже дрона в Южно-Китайском море

Китай украл американский подводный дрон «буквально на глазах», заявили в министерстве обороны США. Инцидент произошел в Южно-Китайском море, где КНР оспаривает право на ряд островов с рядом стран ЮВА. США также интересуются этим богатым нефтью и газом регионом, однако возможные ответные меры Вашингтона на инцидент с дроном могут еще больше разозлить Пекин.

Источник: Reuters

Китайский военный корабль захватил американский автономный подводный дрон в международных водах Южно-Китайского моря. Об этом сообщает агентство Reuters, ссылаясь на чиновника в министерстве обороны США. Согласно его словам, инцидент произошел 15 декабря.

При этом чиновник Пентагона рассказал телеканалу CNN, что судно КНР украло американский беспилотник «буквально на глазах» у команды американского океанографического судна, которое собиралось поднять его на борт.

По словам сотрудника ведомства, американское судно USNS Bowditch плыло примерно в 161 км от порта Субик-Бей, который находится на территории Филиппин.

В момент кражи корабль находился в Южно-Китайском море в международных водах. USNS Bowditch остановился, чтобы поднять на борт два подводных дрона.

Однако, согласно словам чиновника минобороны США, китайское судно в это время спустило на воду свою лодку, которая в итоге подошла вплотную к дронам, один из которых Китай и забрал к себе на борт.

Военный чиновник заметил, что на запросы США по радиосвязи, и заявления о том, что похищенный дрон является американской собственностью, китайская сторона промолчала. Лишь после того, как американский корабль развернулся, Китай связался с американским кораблем и заявил, что они возвращаются в зону выполнения своих плановых операций.

Пентагон пока никак официально не прокомментировал этот инцидент в Южно-Китайском море. Мотивация таких действий Китая не совсем понятна, но это уже не первый раз, когда КНР идет на провокацию по отношению к Вашингтону.

«За минувшие годы Китай серьезно развивал силы подводной борьбы, это стало очевидным в нынешнем инциденте. Если США оценивали этот потенциал китайских ВС по данным, скажем, от 2005 года, то они сильно ошибались», — рассказал «Газете.Ru» Алексей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

По его мнению, инцидент между Китаем и США тем опаснее, что он случился в Южно-Китайском море, которое является предметом территориального спора между Пекином и другими странами, имеющими доступ к акватории. Среди них Вьетнам, второй крупнейший партнер России по военным закупкам.

Принадлежность Парасел и Спратли в Южно-Китайском море сейчас оспаривается сразу шестью государствами: Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем. Но статус Парасел и Спратли не определен, как, соответственно, и исключительные экономические зоны (районы, находящиеся за пределами территориального моря и подпадающие под действие особого правового режима).

Некоторые Парасельские острова и Спратли в той или иной степени используются людьми. Например, занятый Китаем остров Вуди в Парасельской гряде: с лета 2012 года он стал открыт для туристов, а на его территории был построен отель для посетителей. Острова же Спратли регулярно используются рыбаками в качестве перевалочного пункта.

Впрочем главную ценность представляют залегающие под ЮКМ запасы углеводородов. Согласно расчетам аналитиков Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорации (CNOOC), в акватории ЮКМ содержится примерно 125 млрд баррелей нефти и 14 трлн куб. м газа. При текущем уровне потребления нефти (3,78 млрд баррелей в год) нефтяных запасов ЮКМ Китаю бы хватило на более чем 30 лет.

Важен и транспортный аспект: ежегодно через акваторию проходит около 40 тыс. судов, узел обеспечивает 80% импорта углеводородов в Восточную Азию. При этом на морской импорт нефти приходится 75% всех поставок нефти в КНР (44,5% всей потребленной нефти). Более 75% импортируемой в Китай нефти поступает с Ближнего Востока (основные контрагенты — Саудовская Аравия, Оман, Иран, Ирак), а также из Африки (Ангола).

Отсутствие компромисса по вопросу принадлежности островов толкает страны Юго-Восточной Азии к сближению с США. Впрочем, стабильности региону присутствие американского флота не добавляет, констатируют эксперты.

По мнению Фененко, если Китай продемонстрирует упорство и нежелание идти навстречу, США могут решиться на демонстрацию силы. Например, в очередной раз введут несколько эсминцев в Южно-Китайское море. При таком развитии событий реакцию КНР предугадать трудно.