Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 февраля 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Учителя разных предметов должны повышать квалификацию вместе – Лебедев

Реформа образования обостряет вопрос улучшения подготовки учителей. О том, какими должны быть курсы повышения квалификации педагогов, в интервью РИА Новости рассказал президент Общественного института развития школы, руководитель Экспертно-аналитического центра при Национальном фонде подготовки кадров, доктор педагогических наук, профессор Олег Лебедев.

— Олег Ермолаевич, согласны ли вы с мнением, что квалификация значительной части учителей сегодня недостаточна? Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?

— Единых методов и подходов здесь быть не может. Учительская среда неоднородна. Есть педагоги по призванию – и это счастье для учащихся. Есть среди учителей лица, попавшие в профессию случайно, и с ними можно и нужно работать. А есть те, кто не любит детей, и лучше было бы, если бы они вовсе ушли из школы.

Учителей у нас около полутора миллионов. В основном это добросовестные работники, которые могут вести себя по-разному в разных ситуациях в зависимости от того, какая сформировалась профессиональная атмосфера. Если инновационная деятельность развивается всерьез, у них будет к ней интерес. Если они видят, что это фикция, то и отношение к работе будет у них соответствующее.

Упор следует делать не столько на санкции, «обвинения», сколько на поддержку всего здравого, что есть в деятельности педагогов, и политика должна проводиться дифференцированная.

Так, уже появилась возможность платить дополнительно за качество работы. Но здесь есть проблемы: фонд, который можно использовать на эти цели, часто слишком мал. Не сложились и механизмы определения, кого поощрить, кого нет. В ряде подобных случаев налицо субъективность, если не сказать произвол.

Так же, как механизм поддержки учителей, надо разрабатывать механизм избавления от педагогов, кому не место в школе. В советское время плохих учителей было практически невозможно уволить, и сейчас это столь же непросто. Механизмы отсеивания неспособных к работе учителей могут быть связаны с аттестацией педагогических кадров, дифференциацией их зарплаты. Возможно, могли бы повлиять и родители, которые все чаще пытаются строить отношения со школой на правовой основе и обращаться к закону. Однако родители боятся идти на правовой конфликт – в подобном случае, скорее всего, им пришлось бы перевести ребенка в другую школу, а если так, то зачем включаться в конфликт?

— Решает ли дело современная система повышения квалификации? В чем ее недостаток и как ее надо менять?

— Сегодня все учителя – математики, историки, биологи – проходят курсы повышения квалификации по отдельности, каждый по своему предмету. Между тем новые образовательные стандарты ориентированы на достижение интегративных результатов, которые могут быть получены лишь при взаимодействии учебных предметов.

Какой смысл, к примеру, в изучении биологии? Понятно, что дети должны разбираться в мире животных и растений. Но помимо этого биология учит еще наблюдению и классификации. И есть способ деятельности, который легче всего сформировать именно на этих уроках и который может быть использован за рамками этой дисциплины — систематизация. А на химии, к примеру, школьники осваивают такой метод познания, как эксперимент. Эти метапредметные результаты, способы деятельности применимы в разных предметных областях и вне их. И важно, чтобы учителя «перешагнули» предметную ограниченность. Ученик един, и надо просто договориться между собой, чему мы его учим.

— Вопрос только в том, чтобы учителя разных предметов проходили курсы повышения квалификации совместно?

— Да, общим предметом рассмотрения для всего педагогического коллектива должны стать цели образования и его смысл, критерии оценки результатов и способы оценивания, характер взаимоотношения учителей и учащихся, организация домашней работы.

Сейчас идут разговоры о важности «внутрифирменного обучения», когда обучается весь педагогический коллектив школы, и весь коллектив готовится к решению новых задач.

И важно учесть при проведении подобного семинара, что он должен быть связан с решением конкретных проблем, которые предстоит решать в текущем или в следующем учебном году. Управление образовательным процессом не должно быть «догоняющим». К сожалению, в значительной мере оно сейчас как раз такое. Нужны же не только перспективные идеи, но и четкие этапы их реализации. Иначе получится, как с профильным обучением: ввели его, а потом озаботились ликвидацией его недостатков. Ко всем задачам надо готовиться заранее. Сначала, к примеру, концентрируемся на том, что меняем систему оценки, затем — на использовании информационно-коммуникативных технологий, далее пробуем какой-то новый вид учебных программ.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости