Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 марта 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Будущее российского авианосного флота

В конце февраля отмечалось 100-летие со дня рождения легендарного адмирала, дважды героя Советского Союза, Сергея Горшкова. Он был главкомом флота без малого 30 лет. Именно при Горшкове в СССР был заложен авианесущий флот. Но с распадом страны новая Россия фактически его утратила, и в 1991 году чуть не попал под нож единственный на сегодня российский авианосец.

Это не просто самый большой российский надводный корабль длиной в три футбольных поля и высотой с 20-этажный дом. Становой хребет отечественного Военно-морского флота. Зенитное, ракетное, торпедно-минное вооружение. Но главное — в ангарах и на палубе — более 30 истребителей. «Адмирал Кузнецов» решает сразу несколько задач — завоевание стратегического господства в море и прикрытие всей группировки кораблей. Это единственный авианосец в составе ВМФ России.

Но и этот корабль мог так и не заступить на боевое дежурство, если бы не экипаж — моряки и летчики. Осенью 1991 года — незадолго до раздела флота с Украиной — авианосец скрытно покинул Севастополь и взял курс на Баренцево море.

«Накануне референдума на Украине мы снялись и ушли. И когда президент Украины объявил, что все что на территории — его, мы уже были — не его. Мы уже были российские», — вспоминает Виктор Ярыгин, в 1987-1992 годах командир тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Останься «Кузнецов» в Черном море — его участь, скорее всего, была бы предрешена.

Как выглядят сейчас верфи в украинском городе Николаеве, где строились все советские корабли-гиганты? У причала ржавеет ракетный крейсер «Украина», перешедший в собственность страны в 1993 году. Там же строился и самый перспективный атомный авианосец «Ульяновск». Сейчас сохранилась лишь его модель.

«Корпус корабля был готов в 1991 году на 70 процентов. К сожалению, после распада Советского Союза был порезан на стапеле. Металл был отдан на “Азовсталь”, которая поставила сталь для нескольких танкеров для Греции», — говорит генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Александр Виглин.

Спасти «Ульяновск» пытались до последнего. В том числе, и командир палубных летчиков легендарный Тимур Апакидзе.

«Вот он пишет в защиту последнего авианосца: “Несмотря на попытки спасти строящиеся корабли и обращения личного состава к президенту Кравчуку авианосец „Ульяновск“ был распилен на металлолом. Как воин и офицер флота считаю уничтожение самого сильного корабля Военно-морского флота преступлением”, — вспоминает вдова героя России Тимура Апакидзе Лариса Северикова.

В СССР авианосцы долгое время считались на официальном уровне оружием агрессии. Намек на США, которые в 1960-е годы обладали уже десятком таких кораблей. А потому советские разработки даже в секретной документации назывались “авианесущими крейсерами” и в действительности были гораздо меньше американских аналогов. Как, например, первый вертолетоносец “Москва”. Он был спущен на воду в 1965 году. Но постепенно руководство страны осознало: за авианесущими группировками — будущее флота. Так были разработаны корабли “Киев”, “Минск”, “Новороссийск” и “Баку”, где размещались самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и вертолеты Камова.

“Американцы и англичане частично и частенько нарушали договоренности, существующие между нашими военно-морскими силами по поводу облетов кораблей, пролетов над ними и так далее. В конце концов, нашим надоело, и они тоже подняли вертолет. Очень близко прошли над кораблем, вертолет зависает над палубой, начинает винтами сдувать личный состав с палубы, все, что там находится. Англичане были просто ошарашены и больше (мы вместе плавали еще, наверное, месяца четыре) больше таких вещей над нами не допускали”, — вспоминает Евгений Соломенцев, в 1986-1992 годах — командир тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Горшков”.

Впрочем, палубный “Як” вертикального взлета оказался ненадежной и неэффективной машиной. Только традиционные истребители могли обеспечить превосходство в воздухе и на море. В итоге конструкторы разработали корабельный вариант знаменитого Су-27, за штурвалом которых сейчас элита ВВС — палубные летчики. Их в стране меньше, чем космонавтов.

“Сейчас в полку шесть героев России. Не в каждом полку в годы Великой Отечественной войны было по шесть героев. Три командующих вышли из этого полка”, — говорит Пётр Дейнекин, в 1992-1998 годов — главнокомандующий ВВС России.

Строительство авианосца по сложности сравнимо с конструированием космической орбитальной станции. Сегодня российские инженеры уже работают над моделью нового авианесущего корабля. Известно, что он будет атомным, водоизмещением около 60 тысяч тонн.

“Девять государств имеют авианосный флот и еще четырнадцать к 2014 году собираются его заполучить. Без господства в воздухе, в этом понимании в космосе, в водушно-космической сфере побед нет ни в одной среде”, — убежден главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий.

При этом ставка делается на авианосные ударные группы. Флагман должны будут сопровождать современные корабли нового поколения. Такие, как фрегат “Адмирал Горшков”. Его строительство сейчас заканчивается на “Северных верфях”. Спуск на воду по плану намечен на 2011 год. В числе основных преимуществ — многофункциональность, большая походная дальность и малозаметность, достигаемая с помощью технологии “стелс”.

“После строительства таких фрегатов для флота нужны будут эсминцы, авианосцы. Эта перспектива, которую надо будет прорабатывать и готовиться к ней”, — объясняет главный строитель проекта Олег Большаков.

Пока российские верфи готовятся к перспективным заказам, Минобороны начинает закупку 24 новейших палубных истребителей Миг-29К, которые должны значительно усилить корабельную авиагруппировку.