Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Что известно о человеке, купившем самую дорогую картину в миреПокупателем самой дорогой картины Леонардо Да Винчи "Спаситель мира" стал саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан Аль Сауд.
3 марта 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Эффект от модернизации пенсионной системы определят пути ее реализации

МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) считает, что предложения Минздравсоцразвития по модернизации пенсионной системы РФ смогут стимулировать развитие отрасли, но эффект от их внедрения будет определяться способами их реализации.

На прошлой неделе статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин озвучил видение министерством реформы пенсионной системы РФ. Первый вариант концепции развития накопительного компонента пенсионного обеспечения в РФ, которая призвана исправить упущения реформы 2002 года, был подготовлен рабочей группой, в которую вошли эксперты разных профилей, НИИ труда и социального развития.

«Мы будем поддерживать все, что будет способствовать развитию накопительной составляющей пенсионной системы, развитию системы НПФ, все, что будет способствовать реализации нашими гражданами права перевести их средства в НПФ», — сказал в интервью РИА Новости президент НАПФ Константин Угрюмов.

По его словам, в концепции есть ряд позиций, которые стимулируют развитие рынка.

«Общие идеи, концептуальные предложения документа не вызывают какого-то отрицания с ходу, но как реализовать эти механизмы, нам на сегодняшний день пока не понятно», — добавил президент НАПФ.

ВОПРОСЫ С АДМИНИСТРИРОВАНИЕМ

Одной из ключевых составляющих концепции стали предложения по выводу накопительной части пенсии из системы обязательного пенсионного страхования (ОПС) и ее перевод в систему гражданско-правовых отношений с сохранением обязательного характера. Кроме того, предполагалось, что с 2023 года Пенсионный фонд РФ не будет администрировать взносы работодателей в НПФ и государственный накопительный пенсионный фонд.

«Но тогда какой государственный орган будет этим заниматься, как будут защищаться права граждан, если работодатель не захочет переводить свои средства в НПФ — этого пока в концепции нет, — заметил Угрюмов. — Механизм реализации этих предложений требует серьезной проработки, и давать оценку, хорошо это или плохо, сегодня пока рано. Надо понять, как Минздравсоцразвития планирует реализовывать те или иные концептуальные предложения».

НОВЫЙ ФОНД И НОВЫЙ РЕГУЛЯТОР

Также разработчики концепции посчитали целесообразным создать государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ), который будет действовать на равных условиях с НПФ, и передать надзорные функций за деятельностью таких фондов Роструду.

«Но если все граждане, все “молчуны” автоматом приходят в этот фонд, о каких равных условиях может идти речь? Значит, люди сами должны сделать выбор, заключить договор с этим фондом так же, как и со всеми. Вот эти механизмы не прописаны, потому что это — направление работы», — подчеркнул также Угрюмов.

Что касается регулятора отрасли, то он должен быть один, уверен глава НАПФ.

«Сегодня у нас регуляторов очень много, а чем больше точек соприкосновения, тем больше между ними разногласий, и у нас — непонимания процесса», — заметил он, добавив, что решать, кто будет регулятором рынка, «должно правительство, а не НПФ».

УК ДОЛЖНЫ УЙТИ

Одной из составляющих предлагаемой реформы стал и уход управляющих компаний (УК) с этого рынка.

Эту мера является правильной и подтверждается практикой, считает Угрюмов.

«Зачем управляющей компании тратить средства на привлечение клиентов, если она и так получает эти деньги (накопительную часть пенсии — ред.) в управление от НПФ? Это объективная причина. Более того, НПФ и УК не конкуренты, поскольку привлечение пенсионных средств в НПФ и УК несопоставимо», — сказал Угрюмов.

В пользу снижения интереса УК к этому рынку говорят и результаты конкурса, который в прошлом году проводила ФСФР, заявок на него не было, напомнил он.

НА ЧТО МЕНЯТЬ СТАТУС

Минздравсоцразвития высказывалось и пересмотр правового статуса пенсионных фондов, которые сегодня существуют в виде некоммерческих организаций (НКО) и не могут оперативно реагировать на меняющиеся экономические условия. Речь шла и о преобразовании НПФ в накопительные фонды.

По мнению Угрюмова, вопрос, как менять статус, требует тщательного обсуждения, поскольку статус НКО для НПФ имеет как положительную, так и отрицательную составляющие.

«Положительная состоит в том, что все доходы от этой деятельности идут на развитие самого фонда, отрицательная — то, что мы не видим инвестиций в развитие инфраструктуры этой отрасли. Если бы был рецепт, его бы давно реализовали, но пока это — уровень дискуссий», — констатировал президент НАПФ.

РАЗВИВАТЬ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Предложения, озвученные министерством, Угрюмов назвал «эволюционным шагом, направленным на развитие накопительной составляющей пенсии», но давать окончательные оценки можно будет лишь после того, как будет ясно, возможно ли выработать эти механизмы.

«С некоторыми оценками, которые прозвучали из уст уважаемых людей, я не могу согласиться. Например, с тем, что фонды полностью исчерпали свой потенциал, что фонды не могут выплачивать пожизненные пенсии. На наш взгляд, это слишком категорические оценки», — сказал президент НАПФ.

Он добавил, что «НПФ успешно осуществляют пожизненные выплаты по корпоративным пенсионным программам», и на протяжении последних 10-12 лет «никаких вопросов по этому поводу не возникало».

«Но если что-то можно и нужно сделать для развития системы, а уже пришла пора об этом задуматься, это нужно делать. Все, что касается развития накопительной составляющей — мы будем над этим вместе работать и делать так, чтобы накопительный элемент дальше развивался и достаточно серьезными темпами», — заключил собеседник агентства.