Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Сколько на самом деле мартышек в Удаве из «38 попугаев»?Помните первую серию кукольного мультсериала, в которой животные думают, как измерить рост Удава?
15 марта 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Баку избрал путь дипломатии в урегулировании карабахского конфликта

БАКУ, 15 мар — РИА Новости, Герай Дадашев. Принятие Азербайджаном обновленных Мадридских принципов урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта означает выбор мирного пути урегулирования конфликта, сказал глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в понедельник на совместной с министром иностранных дел Словакии Мирославом Лайчаком пресс-конференции.

Основные принципы разрешения армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, известные под названием мадридских, были представлены Армении и Азербайджану министрами иностранных дел Франции и России и помощником госсекретаря США в ноябре 2007 года в столице Испании. Во время саммита «большой восьмерки» в итальянском городе Аквила в июле 2009 года руководители стран-сопредседателей сделали совместное заявление, в котором говорилось, в частности, что на столе переговоров остаются Мадридские принципы, и призвали стороны по мере возможности завершить процесс их согласования.

Во время состоявшейся 15 января в Сочи в трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана Дмитрия Медведева, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили президентам Армении и Азербайджана обновленный вариант Мадридских принципов, по поводу которых стороны должны были в течение двух недель представить свои предложения.

Базовыми пунктами Мадридских принципов являются возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха, оккупированных Арменией, под контроль Азербайджана, наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления региона, открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления населения, обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания, международные гарантии безопасности, в том числе, операции по поддержанию мира.

«Азербайджан считает, что этот документ создает возможности для подготовки “большого соглашения” (по урегулированию конфликта), что означает, что мы избрали путь дипломатии и движемся по нему», — сказал Мамедъяров.

По его словам, возможности для мирного урегулирования конфликта существуют, и дальнейшие шаги в этом направлении будут предприняты после анализа позиции Армении по обновленным Мадридским принципам.

Говоря о процессе разрешения конфликта, Мамедъяров отметил, что обсуждаемые на переговорах сторон шаги предусматривают на первом этапе освобождение Арменией пяти районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха (Агдамского, Зангиланского, Джебраильского, Физулинского, Губадлинского), а также 13 сел Лачинского района, после чего планируется открытие коммуникаций и проведение донорской конференции, реализация мер по обеспечению безопасности населения Нагорного Карабаха.

Следующий этап предусматривает освобождение Арменией оставшейся части Лачинского района и Кельбаджарского района, а также возвращение на места постоянного проживания азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, которое будет осуществляться под присмотром международных наблюдателей, и на третьем этапе будет рассмотрен вопрос определения статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Начало карабахскому конфликту было положено в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и соседних армянонаселенных районов Азербайджана. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.

Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран, продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы Карабаха, который не является стороной переговоров.