Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 марта 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Москва отвергла предложение об объединении проектов «Южный поток» и «Набукко»

Москва отвергла предложение главы итальянского энергетического концерна Эни Паоло Скарони о частичном объединении проектов «Южный поток» и «Набукко». Как заявил министр энергетики Сергей Шматко, российский вариант нового газопровода в Европу более конкурентоспособен и Москва в состоянии обойтись собственными силами. Тему продолжит обозреватель радио «Вести ФМ» Леонид Гурьянов.

Гурьянов: Аргументы господина Скарони сводились к экономической целесообразности такого сотрудничества. Объединение участков «Южного потока» и «Набукко» на территории Болгарии позволило бы обоим проектам сэкономить миллиарды и получить дополнительные доходы. Подобный вариант обеспечил бы российскому проекту и большую политическую поддержку.

Об интересе к предложению итальянского топ-менеджера заявили в Еврокомиссии. Также оно встретило поддержку спецпредставителя США по энергетике Ричарда Морнингстара. Политические в том числе мотивы движут Европой в стремлении снизить зависимость от российского газа за счёт азербайджанского, туркменского, иракского или иранского топлива, которым предполагается наполнять Набукко. Однако пока договорённостей об этом нет, в отличие от российского проекта, который ресурсной базой обеспечен. К тому же по варианту Скарони Газпром может частично лишиться контроля над частью маршрута. Эксперты ещё сомневаются и по поводу перспектив европейского рынка газа. Уж больно активно зарубежные компании стремятся, например, заниматься добычей альтернативного — сланцевого газа. В этой ситуации, кто первым займёт рынок, тот и окажется в выигрыше, констатирует старший аналитик инвестиционной компании «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.

Марков: В газопроводах главное — это скорость. Кто быстрее построит, тот и захватит рынок. Но «Набукко» — не совсем реальный проект, потому что всё-таки с наполнением газом там большие проблемы. А для России «Южный поток» — это реальный проект, под который есть газ. Сейчас главное, чтобы был спрос.

Гурьянов: Впрочем, в случае с «Южным потоком» есть и другие сложности. Так, тот же Паоло Скарони оценивает его стоимость в сумму свыше 20 миллиардов евро, тогда как в Газпроме называют цифру в 8 миллиардов 600 миллионов. Разные подходы и по поводу вхождения в проект третьего участника — французской «Электрисите де Франс» (ЭДФ). ЭНИ готова делиться своей долей на паритетных началах с Газпромом, но пока стороны не договорились. К тому же недавно Украина выступила с инициативой совместного управления своей газотранспортной системой Газпромом, Киевом и европейскими потребителями. Комментирует аналитик инвестиционной компании «Арбат Капитал» Виталий Громадин.

Громадин: Рынок газа сейчас перенасыщен, и после выборов президента на Украине вероятность создания консорциума по управлению ГТС увеличивается. И, возможно, в полном потоке «Южный поток» может не быть востребован. Решения, какими будут маршрут или мощность, не приняты.

Гурьянов: Всё это позволяет говорить о возможном сокращении объёмов поставок по «Южному потоку». Пока предполагается, что в целом они превысят 60 миллиардов кубометров в год. Не исключается, что эта цифра будет уменьшена, но от самого проекта Газпром точно не откажется — ведь пока детальных предложений Украины в Москве не видели. Да и политические риски по-прежнему сохраняются.

Несмотря на заявления министра энергетики России Сергея Шматко, интрига вокруг «Южного потока» пока остаётся. По неофициальным данным, в апреле в Москву для переговоров по поводу объединения двух проектов приедет новый еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Эксперты рынка полагают, что эта попытка также не увенчается успехом, ведь делиться ключевым для себя рынком Газпрому явно невыгодно.