Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 марта 2010, источник: РИА Новости

Минтранс предлагает воссоздать дорожные фонды — «Ведомости»

МОСКВА, 18 мар — РИА Новости. Минтранс направил в правительство РФ предложение воссоздать дорожные фонды, пишет в четверг газета «Ведомости» со ссылкой на заявление министра транспорта Игоря Левитина. По словам помощницы Левитина Светланы Крыштановской, подготовить эти предложения президент РФ поручил в начале декабря.

В 2001 году Федеральный дорожный фонд ликвидировали — правительство перешло на систему прямого финансирования. Отмена налога на пользователей дорог с 1 января 2003 года положила конец региональным фондам.

«Случаев, когда расхищали дорожные фонды, великое множество, — вспоминает чиновник Минфина, — это очень коррупционный сектор, кормушка региональных чиновников». В начале 2000-х по обвинению в хищении денег из дорожных фондов под арест попали замгубернатора Иркутской области Сергей Воронов, министр дорожного хозяйства Калужской области Виктор Буров, вице-губернатор Смоленской области Юрий Балбышкин. Ликвидировали фонды с большим трудом, противодействие регионов было колоссальное, вспоминает сотрудник Минфина.

Средства дорожных фондов иногда расходовались нецелевым способом, признает Крыштановская, но их ликвидация привела к хроническому недофинансированию и проблемам со строительством новых дорог: «В 2000 году государство тратило на дороги 2,9% ВВП, а в 2005 году — 1,1%».

Минтранс предлагает создать дорожные фонды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они должны аккумулировать средства на строительство, ремонт и содержание дорог общего пользования, объясняет Крыштановская: в 2009 году на это только на федеральном уровне ушло 328 миллиардов рублей, а в 2010 году выделяют 274 миллиарда. Дорожные фонды дадут возможность заключать 12-летние контракты (время до первого ремонта дороги) на строительство и обслуживание трасс, отмечает Левитин, сейчас такие контракты не могут быть длиннее трех лет.

Источниками доходов федерального фонда станут импортные пошлины на автомобили и шины, НДС от продажи импортных машин, прочие неналоговые доходы, продолжает Крыштановская: плата грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по дорогам общего пользования; отчисления придорожных магазинов, кафе и заправок; плата за установку рекламных конструкций и размещение коммуникаций на полосе отвода. Из фонда могут выделяться федеральные деньги для «Автодора» на строительство платных дорог, полагает Крыштановская.

Региональные фонды Минтранс хочет наполнить за счет транспортного налога, акцизов на топливо, НДС от продажи топлива, шин и произведенных в России автомобилей, а также 8,3% налога на прибыль, продолжает Крыштановская, а в муниципальные фонды будут направлять половину земельного налога, платы за аренду земли и часть платы граждан за ЖКХ.

В ближайшее время у президента будет совещание по дорожной тематике, на нем и обсудят предложения Минтранса, говорит сотрудник администрации президента.

Идея заслуживает проработки, отметил чиновник аппарата правительства.

Минфин против, утверждает его чиновник: «Налогов, которые могли бы зачисляться в дорожные фонды безболезненно, нет». Идея Минтранса несет риски, согласен руководитель департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: «Например, риски недофинансирования других статей региональных бюджетов».

По Бюджетному кодексу увязывать конкретные источники доходов с конкретными расходами нельзя, напоминает министр экономического развития Тверской области Сергей Аристов, но идея Минтранса ему нравится: становятся понятны источники и объемы финансирования дорожного хозяйства. В 2010 году на строительство, ремонт и содержание дорог потратят около 2 миллиардов рублей, или 6% областного бюджета, рассказывает Аристов. Регионам денег на дороги не хватает особенно, признает Крыштановская: «В 2009 году доходы региональных бюджетов от налога на прибыль, транспортного налога и акцизов на топливо составили, по прогнозу, 332 миллиарда рублей, а потребность регионов в средствах на дорожное хозяйство — более 1 триллиона».