Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Источник: Кun.uz

В проекте документа говорится, что в системе народного образования имеются отдельные пробелы и недостатки в законодательстве, организационных структурах, институциональном развитии, слабого учета интересов и потребностей лиц дошкольного и старшего возраста, среди которых выделяются следующие:

  • в сфере администрирования школьного образования — основы организации деятельности общеобразовательных учреждений, не обеспечивающие своевременное решение накопившихся проблем на местах и отрицательно влияющие на обеспечение высокого уровня качества образования;
  • отсутствие у учащихся сильной и действенной положительной мотивации к учебе;
  • декларативный характер задач, возложенных на общеобразовательные учреждения, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, избыточность государственного регулирования в вопросах деятельности негосударственных образовательных учреждений, отрицательно сказывающиеся на эффективности реализуемых реформ;
  • низкая роль органов государственной власти на местах в оценке деятельности общеобразовательных учреждений, которая зачастую сводится к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, не отражающих фактическое положение дел;
  • уровень внедрения в управленческий процесс общеобразовательными учреждениями современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), не позволяющее оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также являющееся причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;
  • уровень оказания государственных образовательных услуг, не соответствующий ожиданиям и требованиям населения и бизнеса, не способствующий повышению доверия к системе государственного управления образовательным процессом;
  • неразвитость социального и государственно-частного партнерства в системе народного образования, ограничивающее участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении образовательных проблем и, как следствие, не обеспечивающее снижение бюджетных затрат;
  • отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей общеобразовательных учреждений, что отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий;
  • недостаточно развитый механизм осуществления вертикали власти в системе народного образования, приводящий к значительному снижению роли районных отделов народного образования;
  • нерегулярное обновление и превышение сроков эксплуатации специализированных учебных помещений и оборудования, включая компьютерные классы, классы и оборудование лабораторий химии и физики;
  • увеличение в отдельных случаях количества учащихся в классе, приводящее к резкому снижению качества образовательного процесса;
  • частые проявления отдельных элементов коррупции, выражающиеся в виде поборов при приеме детей в общеобразовательные учреждения, а также во время образовательного процесса;
  • в сфере кадрового обеспечения — дефицит педагогических кадров по таким предметам как математика, информатика, физика, химия, английский и другие иностранные языки;
  • относительно низкий качественный состав студентов педагогических факультетов: зачастую на направление педагогики поступают слабые выпускники образовательных учреждений, не надеющиеся поступить в престижные вузы с более высокими проходными баллами;
  • перегруженность учебных программ педагогических высших учебных заведений предметами, большинство которых не несут смысловую нагрузку для будущего педагога, устаревшее содержание таких важных для педагога предметов, как педагогика и методика, а также формальное прохождение педагогической практики, что отрицательно сказывается на профессиональных качествах будущих педагогов;
  • низкая мотивация выпускников педагогических вузов работать по профессии, ввиду ее низкой привлекательности: несмотря на то, что доля выпускников по специальности Педагогика, составляет порядка 25% от общего количества, что делает это направление одним из самых массовых;
  • отсутствие конкретных единых стандартов для определения уровня компетенций педагогов при приеме на работу;
  • отсутствие национальных стандартов для учителей и директоров школ с четкими описаниями того, что они должны знать и уметь делать, что препятствует росту их потенциала и приводит к неэффективности существующей процедуры отбора и назначения руководителей учреждений;
  • несоответствие нынешней системы повышения квалификации учителей их потребностям, устаревшее содержание курсов повышения квалификации и методы их прохождения, отсутствие механизма дистанционной переподготовки учителей с использованием современных решений ИКТ;
  • высококвалифицированные опытные педагоги со стажем не могут пройти аттестацию по причине отсутствия достаточного знания английского языка или в недостаточной мере владения навыками компьютерной грамотности;
  • низкий потенциал кадрового состава малокомплектных школ, не позволяющих достичь необходимого уровня качества образования;
  • в сфере организации учебного процесса — недостаточный уровень методического обеспечения общего среднего образования;
  • отсутствие системы вариативности учебников, что создаёт предпосылки для монополизации сферы написания и издания учебников и отрицательно сказывается на их содержательном, методическом и полиграфическом качестве;
  • в Государственных образовательных стандартах, методы преподавания и оценки, а также учебники и другие учебные материалы, в основном направлены, на запоминание и воспроизведение информации и не развивают навыки критического мышления, самостоятельного поиска и анализа информации и других компетенций, важных для жизни в XXI веке;
  • встречающиеся случаи несвоевременного обеспечения учебниками до начала учебного года, имеющиеся отдельные отрицательные отзывы по качеству используемых учебников по некоторым предметам, а также практика применения в качестве дополнительных учебных материалов некоторых иностранных учебников;
  • слабый уровень обучения английскому языку, другим иностранным языкам и ИКТ;
  • недостаточная развитость программ инклюзивного образования в системе народного образования, а также отсутствие специализированной подготовки преподавателей по инклюзивному образованию в программах отечественных вузов;
  • отсутствие в школах внутренних эффективных систем решения конфликтов и профилактики правонарушений, а также отсутствие специализированных программ повышения квалификации учителей и школьных психологов для выведения учеников из группы риска;
  • в сфере материально-технического оснащения школ — низкая степень удовлетворенности родителей системой школьного образования, включая такие критерии, как состояние благоустройства территории школы, спортивных залов и площадок, классов, обеспеченности учебным инвентарем, мебелью, лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, методикой обучения, контроля посещаемости, комплектности педагогического состава, квалификации администрации и педагогического состава, качество учебных материалов, организации питания и медицинского наблюдения, дополнительных занятий с детьми, безопасности территории школ;
  • отсутствие заинтересованности со стороны органов государственной власти на местах в оказании содействия в решении инфраструктурных проблем, связанные со снабжением электроэнергией, углем, холодной и горячей водой, природным газом и канализацией, которые отрицательно влияют на эффективность деятельности общеобразовательных учреждений;
  • отсутствие утвержденных современных стандартов строительства, реконструкции, капитального ремонта общеобразовательных учреждениях и других объектов народного образования;
  • в сфере финансирования школьного образования — резкая диспропорция в общей структуре затрат на школьное образование, при относительно высокой доле расходов на заработную плату и низкой доле расходов на учебный инвентарь, оборудование (лабораторное и компьютерное) и учебные материалы, капитальный и текущий ремонт;
  • неэффективное, непрозрачное распределение и использование средств для финансирования школьного образования.

В проекте документа отмечается, что Концепция определяет основные направления развития системы народного образования на долгосрочную перспективу, пути и формы расширения конкурентной среды среди общеобразовательных учреждений, дальнейшую модернизацию, техническое и технологическое переоснащение учреждений народного образования, активное привлечение частных и иностранных инвестиций, дальнейшее совершенствование законодательства для развития системы народного образования.