Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Антироссийские санкции США бьют по Германии и Франции Париж обратился к Берлину, Лондону и Риму с требованием убедить США смягчить ограничения
1 апреля 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Черноморский флот списывает устаревшие корабли

Черноморский флот уходит сам. В его будущее вмешивается не политика, а время. Командование списывает старые корабли. Полноценной замены пока нет, но военным морякам приходится экономить, содержать лом — слишком дорого. Об устаревшем флоте — материал корреспондента радио «Вести ФМ» Николая Осипова.

Осипов: «Корабли Черноморского флота уходят из Севастополя» — такие заголовки вряд ли понравятся адмиралам в военно-морском штабе. Хотя на этот раз речь не о соглашении между Украиной и Россией о пребывании там российского флота, речь о том, что флоту пора на покой. Не всему конечно, но очень многие корабли давно морально устарели. Целый ряд источников сообщил о решении списать первые два — большой противолодочный корабль «Очаков» и дизельную подводную лодку Б-380 «Святой князь Георгий». На очереди еще несколько кораблей. И хотя официальные представители опровергают данные о списании, удивлять это не должно, комментирует ведущий эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. Вопрос возраста для Черноморского флота назрел давно.

Фролов: Действительно, средний возраст кораблей более высокий, чем у других флотов. И есть такие раритеты, которым уже по 40 лет, и на черноморском флоте служит, наверное, старейший корабль — это спасательное судно «Коммуна», оно построено еще до Первой мировой войны. Правда, это не сказывается на его характеристиках, и корабль в очень хорошем состоянии. Что касается списания, то еще в прошлом году было заявлено, что прекращен ремонт подлодки Б-380, потом, наверное, можно упомянуть из стареньких кораблей большой противолодочный корабль «Очаков», который уже десять лет ремонтируют.

Осипов: «Очаков» и подлодку «Святой князь Георгий» планировали к списанию давно. Первый корабль вошел в состав флота в 1971 году, второй — в 1982. На Очакове в свое время так и не закончили ремонт из-за распада Союза, потом был сильный пожар. Дизельная подлодка, которая раньше называлась «Горьковский комсомолец», несколько лет стояла без дела, ее хотели отдать Украине при разделе флота, но Киев отказался брать старый корабль. В 2000-х ее все же отремонтировали, но не до конца. Содержание такого вооружения становилось все дороже, поэтому от него и отказываются, уверен Андрей Фролов.

Фролов: То есть расходы на ремонт тем выше, чем старше корабль. И политика флота в прошлом году была сокращать расходы на ремонт в пользу строительства новых кораблей. И то, что мы узнали о Черноморском флоте, вполне может быть продолжением этой политики.

Осипов: Экономическое обоснование отправки кораблей на свалку вполне убедительны. Но учитывая долгие переговоры между Москвой и Киевом о выводе флота из Севастополя и строительство новой базы, любые действия здесь могут соприкасаться с политикой. И здесь очень важно, чтобы на Украине правильно поняли происходящее. Даже учитывая, что команда нового президента готова обсуждать будущее российского флота, политические силы в стране разделены на тех, кто за присутствие России в Севастополе, и тех, кто против. Списание кораблей, по мнению заведующего отделом Украины института стран СНГ Кирилла Фролова, может всколыхнуть противников флота.

Фролов: Нас интересуют, в первую очередь, политические вопросы: нет ли в этом сокращении флота некой подготовки к его выводу? Вот что интересует экспертов. Тем более, что сейчас, с приходом к власти нового президента Украины, есть возможность раз и навсегда решить этот вопрос. И даже если эти корабли действительно совсем старые и не нужные, из чисто политических соображений мы не должны демонстрировать никакого сокращения флота, никакого списания, их не следует списывать, пока в составе флота не появятся новые современные корабли.

Осипов: Отказ от старых кораблей многие воспримут весьма болезненно, учитывая, что полноценной замены им пока нет. Правда, эксперты обращают внимание на то, что происходит постепенная замена малых кораблей. Большие же просто не успевают строить такими темпами. Но новые проекты существуют, и со временем они займут свое место. Их можно будет построить на как раз на те деньги, которые не будут потрачены на содержание устаревших объектов.