Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
2 апреля 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Система безопасности метрополитена не отличит взрывчатку от колбасы

Теракты в столичном метро заставляют срочно внедрять новые технические средства предотвращения и быстрого оповещения людей.

Начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев высказал надежду, что в метро будут установлены новейшие устройства, которые могли бы обнаружить на теле человека взрывчатку. Корреспондент «Вести ФМ» Инесса Алексеева выслушала мнения специалистов о том, какими могут быть эти устройства и по какому принципу работать.

Шесть лет назад ученые ЦНИИ им. Крылова разработали прибор, способный обнаружить взрывчатку. Он настроен на распознание большого количества азота — необходимой составляющей всех взрывчатых веществ, в том числе и гексогена. Однако такая установка проверяет багаж, но никак не самого человека. Во-первых, потому что радиоактивна, а во-вторых, все равно потребуется вмешательство специалиста, объясняет доктор технических наук, заместитель начальника отделения радиационной и экологической безопасности Института Крылова Станислав Рубанов.

«Все эти излучения, используемые в нашей установке, губительны для человека, поэтому облучения человека как такового недопустимо, невозможно. Кроме того, мы не можем принять окончательное решение о том, что это взрывчатое вещество. Мы говорим о том, что есть предмет, упаковка, в которой есть вещество с повышенной концентрацией азота, а дальше принять решение должен человек – посмотреть, что это такое», — говорит Рубанов.

Проблема еще и в том, что азот, содержащийся во взрывчатке, есть и в бутерброде с колбасой. Если человек несет его в кармане, прибор среагирует. К тому же в метро люди идут косяком. А прибору требуется время — не менее минуты. Поэтому, как утверждает Станислав Рубанов, с помощью установки обнаружить взрывчатку на теле человека в метро просто невозможно.

«Слишком велики пассажиропотоки, слишком маленькое время прохождения турникета и природа вещей не позволяет принимать решения за такой короткий промежуток времени — нужна статистика определенная. Поэтому наша установка годится для предприятий, банков, аэропортов, а метро — нет, это нам не по зубам», — поясняет Рубанов.

Не находит пока подтверждения и информация о том, что уже в этом месяце в московском метро могут появиться датчики, реагирующие на отравляющие вещества. По сообщениям некоторых изданий, первой якобы будет оборудована такими приборами станция «Белорусская» кольцевой линии. По мнению генерал-полковника МВД в отставке, доктора юридических наук Игоря Зубова, так называемые газоанализаторы как средства обнаружения взрывчатых веществ в метро пока себя нигде не зарекомендовали.

«В принципе они существуют. Я не знаком с отечественными разработками, но в Лондоне, где потратили миллиарды фунтов стерлингов на эти цели, от системы газоанализаторов отказались ввиду их дороговизны и слабой эффективности», — рассказывает Зубов.

Игорь Зубов убежден, что правительству при создании комплексной системы безопасности на транспорте стоит учитывать зарубежный опыт. В его основе — видеокамеры и известные сыщикам методы из теории «распознавания образов».

«Зарубежный опыт говорит о том, что системы безопасности метрополитена существуют, стоят они очень дорого. В их основе — комплексная система видеонаблюдения с интеллектуальными элементами вычленение в толпе лиц, которые представляют опасность. И второе — это человеческий фактор, который предполагает увеличение плотности патрулей, специальное обучение всех сотрудников на конкретное распознавание террористов», — говорит Зубов.

Большие надежды специалисты возлагают на систему ОКСИОН — Общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения. Она разрабатывается в России в последние три года. Пока же московское метро оснащено только стандартной системой видеонаблюдения. Терминальные комплексы на основе плазменных или ЖК экранов с устройством бегущей строки, увы, удел не многих, рассказал начальник отдела департамента гражданской защиты МЧС Владимир Мирочитский.

«Терминальные комплексы на настоящий момент размещены в метрополитене Нижнего Новгорода и Новосибирска. Планируем, конечно, развивать эту систему. Уже создана пилотная зона в санкт-петербургском метрополитене на станции метро “Чкаловская”», — пояснил Мирочитский.

Правительство собирается потратить миллиарды рублей на обеспечение безопасности на транспорте. Но не получится ли так, что деньги выделят, а система не заработает? Член комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров уверен, что не получится.

«Нет, я думаю, что этого уже не получится по той простой причине, что в кои-то веке президент лично контролирует все это дело. А во-вторых, нам террористы не позволят расслабляться, потому что будем отвечать-то головой. И если кто-то что-то не разработал, не контролировал, а случился теракт, так ведь это уголовная ответственность, между прочим», — замечает Гуров.

Система безопасности на транспорте, и прежде всего на метрополитене, должна быть создана до 2014 года.