Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 апреля 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Гринпис требует возвращения в порт французского судна с ураном

МОСКВА, 9 апр — РИА Новости. Активисты Гринпис вывесили на борту судна «Капитан Куроптев», следующего в Россию с партией обедненного гексафторида урана (ОГФУ), баннер «Россия не ядерная помойка» и потребовали от капитана вернуться в порт отправки, говорится в сообщении экологической организации.

По мнению Гринпис, отправка гексафторида урана в Россию является, по сути, поставками радиоактивных отходов. По данным экологов, в страну происхождения гексафторида урана возвращается не больше 10% от всего ввозимого сырья, а до 98% остается в России на вечное хранение.

«Капитан Куроптев» вышел сегодня из Франции и взял курс на Санкт-Петербург, куда он должен доставить очередную партию обедненного урана. Судно сопровождает корабль Гринпис «Эсперанца». Команда «Капитана Куроптева» пыталась остановить активистов, поливая их водой из брандспойта. Также им удалось багром повредить одну из лодок Гринпис. Несмотря на это, баннер все же закрепили на борту судна.

«Россия — не свалка радиоактивных отходов французских компании. Мы считаем, что правительство Франции должно запретить этот безнравственный, незаконный и никому ненужный экспорт отходов ядерной промышленности», — комментирует руководитель антиядерной программы Гринпис Франции Яник Руссле.

Представители Гринпис 6 апреля приковали себя к железнодорожному полотну, ведущему с территории завода «Евродиф» компании Areva, который расположен на территории атомной электростанции Трикастен на юге Франции, на станцию Пьерлат. Гринписовцы также успели разобрать более 20 метров железнодорожных путей.

В середине февраля активисты Гринпис также пытались помешать отправке поезда с гексафторидом урана с завода в Трикастене: тогда они приковали себя к ограде на выезде с завода, а на железнодорожных путях установили бетонный блок. Однако в итоге, груз, хоть и с задержкой, был благополучно доставлен во французский Гавр, откуда морем отправился в Россию.

Обедненный гексафторид урана содержит в себе меньше делящегося изотопа U-235, чем природная урановая руда. Однако из-за соединения с фтором материал является химически агрессивным (при соединении с водой превращается в плавиковую кислоту). Поэтому он перевозится в специальных контейнерах, на специально лицензированном транспорте, лицензированным персоналом. Гексафторид имеет химически агрессивную форму только в газообразном состоянии, при температуре свыше 20 градусов Цельсия. В контейнерах он находится в твердом состоянии.

По мнению экспертов по международной шкале перевозок (где первый класс наиболее опасный, а девятый — наименее), транспортировка обедненного гексафторида урана относится к седьмому классу (к тому же классу относится и перевозка минеральных удобрений).

С декабря 2009 года во Франции прошла целая серия акций против ввоза ОГФУ в РФ: активисты Гринпис Франции неоднократно пытались остановить погрузку радиоактивных отходов на борт судна «Капитан Куроптев», которое регулярно транспортирует их в Россию. 12 марта из порта Монтуар-де-Бретань «Капитан Куроптев» снова вышел в рейс. Три лодки Гринпис пытались преградить путь российскому судну и активисты успели развернуть баннеры и нарисовать на корпусе корабля знак радиационной опасности. Судно удалось ненадолго задержать.