Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 апреля 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Неудачи «Булавы» не связаны с технологическими проблемами

МОСКВА, 13 апр — РИА Новости. Главный конструктор «Булавы» Юрий Соломонов объясняет неудачные запуски ракеты рядом причин — некачественными материалами, нарушениями технологии производства, ненадлежащим контролем за качеством.

«Проблемы могут иметь две причины: конструкторские и производственно-технологические. Могу абсолютно ответственно заявить: ни одного схемно-конструктивного решения в процессе испытаний не изменено. Вопросы возникают на стыках в цепочке конструкция — технология — производство», — заявил Соломонов в интервью газете «Известия» во вторник.

«В одном случае используются недоброкачественные материалы, в другом — отсутствует необходимое оборудование, позволяющее исключить “человеческий” фактор при изготовлении, в третьем — ненадлежащий контроль за качеством. И вместе с тем было бы неправильно перекладывать всю ответственность на производственно-технологические “плечи”, снимая ее с конструкторов», — пояснил конструктор.

Однако, по его словам, надо отдавать себе отчет в том, что никакой конструктор, работая 24 часа в сутки, не сможет подменить своим участием функционирующую систему.

Соломонов связывает неудачи «Булавы» с технологическими проблемами при ее производстве.

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования «Булава-30» должна в перспективе стать основой морских стратегических ядерных сил, под эту ракету уже заложены новые подводные лодки. Однако из 12 пусков ракеты только пять признаны успешными.

«Специфика советской и российской, тем более оборонной промышленности — в недостаточности ее технологического оснащения и, как следствие, большого количества “ручных” операций. В значительной степени этот недостаток компенсировался наличием достаточно совершенного в Советском Союзе института военных представительств, значимость которого трудно переоценить. К сожалению, то, что происходит в современной России, планомерно ведет к деградации и никакие обращения к руководству военного ведомства и даже к председателю правительства последствий не имеют», — заявил генконструктор.

Соломонов отметил, что потеряны возможности производства ряда необходимых в ракетостроении и авиастроении высококачественных материалов.

«В авиационной промышленности используются те же материалы, что и у нас. У нас они, может быть, более высокого класса из-за экстремальных особенностей работы техники. Но точка невозврата пройдена. Этих материалов нет. И в авиации их нет», — заявил генконструктор.

«Мы серийно производим “Тополь-М”, “Булаву”, а 50 наименований материалов просто нет в стране. Мы судорожно ищем заменители, но чтобы ввести их в конструкцию, нужно провести весь комплекс испытаний. В том числе огневые стендовые для двигателей. Это деньги. А их не выделяют», — заметил Соломонов.

Соломонов не стал сравнивать «Булаву» с уже существующей ракетой «Синева», которая, по мнению корреспондента, и летает дальше, и несет большую боевую нагрузку.

«Профессиональный сравнительный анализ возможностей — это закрытая тема. Могу сказать одно: если руководствоваться методологией 30-летней давности, то это действительно так. Если же переместиться в современные условия, когда для сравнения используются совсем другие критерии, то это просто несопоставимые и ракеты, и ракетные комплексы», — заметил он.

По его словам, все не так однозначно и по полетам.

«Достаточно вспомнить аварии “Синевы” при проведении учений под руководством президента в 2008 году, в 2009 году. Просто эта информация либо замалчивается, либо искажается. Но ведь шила в мешке не утаишь», — заметил конструктор.