Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 апреля 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Плавучая крепость «Петр Великий»

КРЕЙСЕР «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», 21 апр — РИА Новости, Дмитрий Михалев. Гордость российского флота, атомный ракетный крейсер «Петр Великий» уже полмесяца в море, но его поход только начинается. Кораблю предстоят крупные учения в дальней морской зоне с участием группы других кораблей Военно-морского флота России и военных партнеров страны, заходы с официальными визитами в порты различных государств.

Крейсер находится в постоянной боеготовности, которую обеспечивает каждый член экипажа. Поэтому и матрос здесь — далеко не «рядовой».

Второй дом

На десятки километров вокруг нет ни одного судна, но на флагмане Северного флота РФ вряд ли кто-нибудь чувствует себя одиноким — жизнь «кипит».

Более 800 человек экипажа уже давно начали новый день.

«Учебная тревога! Возгорание электропроводки в спортзале!» — гремит по радиосвязи голос старшего помощника командира корабля, а по-простому — старпома. В ту же секунду всегда готовые к неожиданностям крепкие парни уже «вжикают» замками чехлов с огнеупорными костюмами, готовят рукава для подачи воды. Вчерашние школьники, еще несколько месяцев назад они и подумать не могли, что окажутся в тысячах километров от родины на плавучей русской крепости посреди океана. Корабль, способный одинаково эффективно поражать береговые, надводные и воздушные цели, подводные лодки, стал им домом более чем на шесть месяцев. К тому же, в дальние походы корабли такого класса ходят не каждый год.

«Полгода в море, в Дивизионе живучести!» — гордо скажет родителям демобилизованный матрос Алексей Семенов. А гордиться, действительно, есть чем. Для матроса-срочника — честь и огромная ответственность служить на «Петре». Здесь каждый знает и чувствует — от его действий, терпения, выносливости на боевом корабле зависит многое, а в критические моменты — жизнь всего экипажа.

«Подвиг матроса на корабле заключается не в совершении какого-то героического поступка, а в монотонном каждодневном четком выполнении своих обязанностей. Выполнить работу каждого из них один день часто не составляет труда, но попробуйте изо дня в день делать то же самое с предельной концентрацией и вниманием — вот в чем подвиг матроса», — говорит командир отряда боевых кораблей ВМФ России, капитан 1 ранга Сергей Жуга.

Запас хода крейсера «Петр Великий» неограничен, так как корабль атомный и может находиться в пути или решать боевые задачи несколько месяцев кряду. Поэтому физическая и психологическая устойчивость всех членов экипажа в таких условиях действительно выходит на первый план.

Вкус морской романтики

По правому борту кормовой части крейсера разносится теплый хлебный запах — в деле корабельная пекарня. Ни одной булки корабль не берет с берега — максимальная автономность. Обеспечить же экипаж главным питательным продуктом — задача из задач. Подгорел или мука не в той пропорции — никто не спросит, почему. Теплый душистый хлеб не столе должен быть всегда, несмотря ни на что.

«У нас на корабле, да вы и сами заметили, хлеб имеет особый вкус и аромат, который никогда не встретишь на суше. Самое интересное, что все ингредиенты, печи и тестомесы самые обычные. Но здесь главный ингредиент — душа матроса-хлебопека и морская романтика», — улыбается помощник командира крейсера по снабжению, капитан 3 ранга Максим Кошкарев.

Хлеб, действительно, необычайно вкусный, и редко кто лишит себя удовольствия за обедом похрустеть корочкой и вдохнуть его тепло.

Приемов пищи на крейсере пять, причем каждый в две смены: завтрак, обед, ужин, вечерний чай и ночной завтрак — для членов экипажа, несущих ночную вахту. Работа корабельных кухонь — камбузов не прекращается ни на минуту. В огромных котлах варится первое блюдо, в духовках — мясной дух. Разнообразию супов, салатов и вторых блюд может позавидовать любая столовая. Всегда в меню экипажа корабля, от командира до матроса, свежие овощи и фрукты, приготовленное различными способами мясо, рыба, курица и, конечно, обязательные полстакана в день красного сухого вина, которое выводит из организма тяжелые радионуклиды. Радиационный фон в норме, но все же это атомный крейсер.

Крейсер — лицо страны

«Кормят здесь хорошо, да и вообще нравится служить на корабле. Конечно, я не видел другого, но… Никакой дедовщины нет. Конечно, это не гражданка и ты должен выполнять приказы командира, но это и так всем понятно. Служба», — говорит один из матросов и просит подарить несколько фотографий с кораблем на память.

«Я видел, вы снимали нас. Мы на правом шкафуте работали. Очень хотелось бы», — несколько стесняясь, говорит он.

На кормовой палубе — Юте тренируется к принятию почетных гостей в различных портах рота почетного караула. На самом деле, это простые матросы, несущие на корабле вахты машинистов, турбинистов и так далее, но в назначенный час они становятся лицом корабля. От их четких рядов, блестящих штыков и белоснежных фуражек зависит, наверное, самое важное — первое впечатление от российского боевого корабля.

«Сначала страшно было, а потом как заиграл родной гимн, появилась гордость, что представляешь страну», — делится впечатлениями после встречи сирийской военной делегации матрос роты почетного караула Александр Летучий.

Многодневные тренировки на палубе в жару и холод дали результат — команда сработала на «отлично».

Дальний поход…в жизнь

В недрах крейсера тоже кипит работа. Машинно-котельное отделение — крайне ответственный пост. Здесь матросы несут вахту, меняясь каждые четыре часа. Основная трудность в постоянно высокой температуре (более 35 градусов) и шуме. Заступивший на вахту матрос обязан постоянно вести контроль за показаниями приборов, с помощью специальных инструментов буквально прощупывать каждый работающий механизм в поисках возможных неполадок в работе. От оперативности выявления малейшего отклонения от нормы зависит исправная и долговременная работа многих механизмов и систем атомного крейсера.

Для большинства юношей, проходящих срочную военную службу, выход в море на «Петре Великом» станет единственным дальним походом за все время службы, а то и вообще в жизни. Здесь главная задача командиров — привить вчерашнему школьнику чувство ответственности за себя, товарищей и весь корабль. Юноши учатся достойно жить в порой непростых физических и психологических условиях.

«Какая моя главная задача? Чтобы они (матросы) были патриотами и настоящими мужиками. Пока же еще работать и работать», — улыбаясь, говорит заражающий жизнелюбием всех окружающих замкомандира крейсера по воспитательной работе Аркадий Могилевец.

Он личным примером доказал, что целеустремленность и внутренняя сила могут свернуть горы: прошел нелегкий путь от простого матроса — парня из белорусской деревни — до капитана 1 ранга, замкомандира самого большого в мире тяжелого атомного ракетного крейсера.

Четкое и добросовестное выполнение служебных задач жестко требуется от каждого члена экипажа. Вечерняя «пятиминутка» ежедневно подводит итоги очередного рабочего дня на боевом корабле, и каждый день парней, отмечаемых командирами «в лучшую сторону», становится больше.