Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Что известно о человеке, купившем самую дорогую картину в миреПокупателем самой дорогой картины Леонардо Да Винчи "Спаситель мира" стал саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан Аль Сауд.
4 мая 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Банкротство школ и вузов исключено, считает Фурсенко

МОСКВА, 4 мая — РИА Новости. Глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко развеял опасения по поводу принятия закона о реформе бюджетных учреждений. Во вторник он заверил журналистов, что новый закон не приведет к банкротству вузов, техникумов и школ, не урежет их финансирование. И, кроме того, реформа позволит сделать образование детей дешевле для родителей, поскольку не будет давать возможности школам взимать поборы за оплаченные государством услуги, отметил министр.

Совет Федерации 28 апреля одобрил ранее принятый Госдумой закон, который реформирует сеть бюджетных учреждений в России. Нормативный документ предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно. Согласно закону, бюджетные учреждения могут иметь автономную, бюджетную или казенную формы. Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.

Банкротства не будет

По словам Фурсенко, при обсуждении нового закона высказывается опасение по поводу того, что директора школ и других образовательных учреждений будут неразумно распоряжаться средствами, что приведет к тому, что учебным заведениям будет не хватать денег на выполнение взятых ими обязательств.

«В законе прямо прописано, что банкротство исключено», — сказал министр.

Фурсенко отметил, что существуют институты, которые не дадут возможности обанкротиться учреждениям. Во-первых, существует такое понятие, как крупные сделки, которые могут совершаться только с согласия учредителя, отметил он. По его словам, любая сделка, которая может поставить под вопрос выплату зарплат, является крупной, потому что объем финансирования, который идет на зарплату, как правило, превышает все остальные, составляя более половины всех расходов.

Во-вторых, отметил Фурсенко, казначейство, финансовые органы не имеют права решать, на что должны быть потрачены деньги. Они контролируют прохождение денег.

«Это означает, что в случае появления опасности казначейство сообщает учредителю о том, как идут финансовые обстоятельства, и учредитель может вмешаться в ход работы (учреждения)», — сказал министр.

В-третьих, по его словам, не могут быть обращены взыскания на особо ценное имущество учреждения. Фурсенко пояснил, что ценное имущество — как движимое, так и недвижимое — определяется учредителем.

«Я не знаю ни одного случая не только банкротства автономного учреждения, но и ни одного случая, в котором бы учредитель вынужден был использовать понятие субсидиарной ответственности… Поэтому я считаю, что все страхи очень сильно надуманы», — сказал министр.

Финансирование не урежут

Фурсенко отметил, что в настоящее время ведутся разговоры о том, что с принятием закона резко уменьшится финансирование бюджетных учреждений.

«В настоящем законе зафиксировано, что объем финансирования не может быть уменьшен по каждому образовательному учреждению в 2011-м, переходном, году по сравнению с 2010 годом. То есть никакого обвала финансирования быть не может», — сказал министр.

При этом возможна ситуация, когда возрастет внебюджетное финансирование, добавил он.

«Но я считаю, что главная ответственность бюджета — это устойчивое сохранение и увеличение финансирования за счет бюджета. Мы шли по этому пути, и я абсолютно уверен, будем идти дальше», — заявил Фурсенко.

Он сообщил, что за последние десять лет в России значительно увеличились расходы на образование. Так, на высшее и послевузовское образование государство выделило в 2000 году 24,5 миллиарда рублей, а в 2004 году — 77 миллиардов рублей (или 50 миллиардов рублей в ценах 2000 года), в 2009 году — 347 миллиардов рублей (или 142 миллиарда рублей в ценах 2000 года).

Устойчивый рост наблюдался и в общем образовании, отметил министр. Так, в 2000 году финансирование составляло 108 миллиардов рублей, в 2004 году — 298 миллиардов рублей (или 193 миллиарда рублей в ценах 2000 года), в 2009 году — 796 миллиардов рублей (или 325 миллиардов рублей в ценах 2000 года).

Консолидированный бюджет образования в 2000 году составил 215 миллиардов рублей, в 2004 году — 593 миллиарда рублей (или 384 миллиарда рублей в ценах 2000 года), в 2009 году — 1 триллион 778 миллиардов рублей (или 726 миллиардов рублей в ценах 2000 года).

Таким образом, наблюдался устойчивый рост финансирования системы образования по всем направлениям, сказал министр.

Поборов будет меньше

Закон о бюджетных учреждениях позволит сделать образование детей дешевле для родителей, поскольку не будет давать возможности школам взимать поборы за оплаченные государством услуги, отметил Фурсенко.

«Я думаю, что придется платить меньше, потому что, во-первых, в законе четко оговорено, что платить можно только за то, что идет сверх стандартов (образования)», — пояснил он.

Министр отметил, что сегодня в ряде школ родителей просят платить не за те предметы и секции, которые идут сверх стандартов (например, за второй иностранный язык). Плату требуют за то, чтобы учителя лучше преподавали предметы, предусмотренные в рамках тех же образовательных стандартов, добавил Фурсенко.

«Сегодня человек не может официально платить за то, за что уже заплатило государство», — пояснил он.

Кроме того, расходы родителей на образование детей, по мнению Фурсенко, уменьшатся еще и за счет сокращения издержек.

Он пояснил, что сегодня для того, чтобы родители могли легально заплатить за дополнительные услуги (секции, кружки), школе необходимо специально зарегистрировать какой-либо фонд. Этот фонд, в свою очередь, должен арендовать помещения, принять на работу бухгалтера, вести делопроизводство, платить налоги.

«То есть это как минимум дополнительные издержки», — отметил министр.

С принятием соответствующего закона школам не нужно будет создавать фонды и нести дополнительные издержки, за которые, в конечном счете, приходится платить родителям.