Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 мая 2010

Владимир Милюткин: «В Самаре директоров школ увольняют без объяснения причин»

Какие нововведения появятся в сфере образования в новом учебном году? Как производится оптимизация школьной сети в Самарской области? Каким образом можно решить проблему нехватки детских садов? Об этом в интервью «ВК» рассказал председатель комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Владимир Милюткин.

«Новый образовательный стандарт будет апробирован в 22 школах»

 — В России будут введены новые образовательные стандарты. Какие новшества они принесут в сферу образования?

— Новые образовательные стандарты направлены на обеспечение индивидуальных потребностей учеников и будут введены повсеместно с 1 сентября 2011 года. В связи с этим будут увеличены учебные часы, отводимые на обучение обязательных предметов, на учебные курсы по различным интересам обучающихся. Кроме того, будет усилена роль внеурочной деятельности и духовно-нравственного воспитания.

В Самарской области уже с 1 сентября этого года новый стандарт будет апробирован в пилотном режиме в 22 общеобразовательных учреждениях, в том числе в девяти школах Самары. Его введение потребует дополнительных расходов за счет средств областного бюджета.

 — Приближается пора сдачи ЕГЭ и зачисления абитуриентов в вузы. Чем будет отличаться ситуация со сдачей экзаменов в этом году?

— Значительных изменений в самой процедуре проведения ЕГЭ нет. Например, в проекте приказа министерства образования и науки РФ предполагается более жесткая мера по наличию у школьников сотового телефона. Если раньше при сдаче экзамена можно было иметь на столе отключенный телефон, то в этом году его вообще не должно быть.

Как известно, в 2009 году ЕГЭ из статуса эксперимента перешел в статус обязательной формы государственной итоговой аттестации. Мы в Самарской области пережили это достаточно легко, так как были одним из регионов, где  применение единого государственного экзамена апробировалось в пилотном режиме.

По отношению к ЕГЭ высказываются самые противоречивые мнения. Однако, на мой взгляд, имея высокие показатели по ЕГЭ, ребенок может легко, без репетиторов, поступить в любой вуз России. Вместе с тем я признаю, что по результатам ЕГЭ не всегда можно узнать, какие конкретно пробелы в образовании существуют у школьника, непонятно, в каком направлении ему нужно работать. Но все же в применении ЕГЭ больше плюсов, чем минусов. К тому же ЕГЭ позволяет исключить факты коррупции в вузах.

 — Но, по мнению отдельных экспертов, коррупция перешла в школу…

— Это другой вопрос. Министерство образования предпринимает меры по борьбе с такими фактами. Но я считаю, что если студент не будет иметь достаточных знаний, то его обучение в вузе закончится после первой сессии.

«Нехватка мест в детсадах – проблема номер один»

— Оптимизация образовательной сети Самарской области в последнее время вызывает много вопросов. Например, члены комитета по образованию и науке посетили несколько сельских районов, где планировалось объединение школ. С проблемой возможного объ-единения образовательных учреждений в комитет обращались и родители учеников двух самарских школ.

— Программы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений разработаны практически во  всех муниципалитетах. При комитете по образованию и науке специально создана рабочая группа, которая стремится разрешить проблемы, возникающие при проведении оптимизации. По обращениям родителей учеников мы провели ряд выездных заседаний. Например, в Волжском районе обсуждалась целесообразность изменения статуса Суховязовской средней образовательной школы в основную общеобразовательную школу с ликвидацией 10-11 классов. По итогам выездной проверки мы рекомендовали главе сельского поселения провести сход жителей с участием представителей администрации района и только потом уже принимать окончательное решение. 

Аналогичное мероприятие проведено в селе Зелёновка Ставропольского района. Здание школы по заключению органов пожнадзора признано пожароопасным. Министерство образования и науки Самарской области предложило в качестве временной меры перевод учащихся в школу села Валиевка с организацией доставки детей школьными автобусами. Учитывая, что Зелёновка развивается, а доставка детей по федеральной трассе является небезопасной, депутаты приняли решение обратиться к губернатору Владимиру Артякову с просьбой о выделении субсидий за счет средств областного бюджета на строительство школы в селе.

Вообще, к вопросу закрытия сельских школ надо подходить очень осторожно. Ведь если там не будет образовательного учреждения, большинство семей с детьми оттуда уедет, и это означает, что село будет обречено на вымирание. 

В городах в этом вопросе главное – не повторить ошибок по аналогии с детскими садами, чтобы через семь-восемь лет не было такой проблемы, что ребенку не хватает места в школе.

 — Проблема нехватки мест в детсадах сейчас стоит очень остро. Что можно сделать в этой ситуации? 

— Да, сейчас это проблема номер один для семей с дошкольниками. Особенно остро она стоит для Самары. Очереди в детские сады огромные. У меня складывается впечатление, что туда только одни льготники попадают. Мы приняли закон о финансовой поддержке малоимущих семей, которые не могут устроить детей в детские сады. Инициируем всевозможные формы развития дошкольного образования, например, частные детские сады. Но в целом это проблему не решает. Мне кажется, что руководители муниципалитетов не слишком серьезно относятся к этому вопросу.

У нас есть очень много готовых к эксплуатации детских садов. Необходимы небольшие ресурсы для того, чтобы они снова заработали. Видимо, у некоторых руководителей нет желания заниматься этой проблемой. Ну и, конечно, необходимо вновь возвращаться к теме строительства новых детсадов. Недавно губернатор Владимир Артяков заявил, что такая программа разрабатывается  и строительство новых детских садов начнется с 2011 года.

 — Сейчас запланировано объединение Тольяттинского госуниверситета с тремя колледжами. Вы считаете этот процесс необходимым?

— Ректор ТГУ Михаил Криштал ставит амбициозные цели по приданию вузу статуса национального исследовательского университета, говорит о том, что таким образом будет обеспечена непрерывность образования и решены проблемы трудо-устройства.

Честно говоря, я удивлен такой постановкой вопроса, кстати, такая же позиция и совета ректоров и у Минобразования Самарской области.  Как показывает анализ, сегодня у выпускников колледжей нет проблем с трудоустройством. Среднее образование востребовано в области. А высшее образование, наоборот, имеет низкую закрепляемость. При этом многие университеты имеют договорные связи с техникумами, не включая их в состав своих университетов, и работают прекрасно. Я считаю, что механическое объединение ТГУ с колледжами не придаст вузу дополнительного импульса к развитию, тем более на стадии его перевода в национальный исследовательский университет. Полагаю, что руководство ТГУ это понимает.

«Бюджетных мест в вузах по невостребованным профессиям уменьшится»

— Недавно комитет под вашим руководством принял  проект закона «О государственной поддержке образовательных организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, имеющих государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам».

Для чего необходим этот закон?

— О необходимости закрепления равенства государственных и частных общеобразовательных учреждений заявил в своем Послании Федеральному собранию пре-зидент РФ Дмитрий Медведев. Если частные школы сформировались, у них есть преподавательский состав, материальная база, они востребованы родителями и учениками и имеют аккредитацию, то они должны получать государственную поддержку. Законопроект был разработан депутатами Самарской губернской думы, доработан в нашем комитете и принят в первом чтении на пленарном заседании 23 апреля. Принятие этого закона позволит финансировать за счет средств областного бюджета негосударственные общеобразовательные учреждения в соответствии с нормативами на одного обучающегося, что позволит образовательным учреждениям не повышать оплату за обучение и более эффективно развивать эти учреждения.

 — Не раз поднимался вопрос о том, что нормы Трудового кодекса РФ позволяют увольнять директоров школ фактически без объяснения причин. Намерен ли ваш комитет разрабатывать законодательную инициативу по изменению федерального законодательства?

— Мы с этой проблемой «прославились» на всю страну в 2007 году. Тогда были заключены соглашения о взаимодействии между органами местного самоуправления Самары и Тольятти и министерством образования и науки. Согласно этим соглашениям назначение и освобождение от должности руководителей школ администрациями городов должны производиться только с учетом мнения Самарского и Тольяттинского управлений  министерства образования и науки. 

Однако в Самаре это соглашение нарушается, и директоров продолжают увольнять без объяснения причин. Абсолютно непонятно, как можно человеку, проработавшему в этой должности 15-20 лет и имеющему различные награды, просто заявлять, что договор с ним не будет продлен и что он не соответствует занимаемой должности. 

Мы уже вносили в Госдуму предложения по внесению изменений в ст. 278 Трудового кодекса РФ и во втором полугодии этого года вновь планируем вернуться к этому вопросу.

 — С какими проблемами сейчас сталкивается высшая школа? Будет ли уменьшаться количество бюджетных мест в вузах из-за демографического спада?

— Как заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, количество мест в вузах на тысячу выпускников школ не уменьшается и составит в этом году где-то 567 человек. Но демографический спад дает о себе знать, и в абсолютных цифрах количество мест уменьшится. 20 апреля министерство образования и науки РФ рассмотрело заявки отраслевых министерств по выделению бюджетных мест. Затем министерство обработает эти данные и в мае представит заявки в вузы на бюджетные места.

Политика министерства в первую очередь направлена на корректировку подготовки специалистов с учетом рынка труда.

Количество бюджетных мест на профессии, престижные среди молодежи, но не востребованные работодателями, будет уменьшаться, особенно в непрофильных вузах. Ведь юристы и экономисты, получив образование, строят планы, что они станут Кучеренами или Астаховыми, а работу зачастую не могут найти в течение нескольких лет. Поэтому правительство вмешивается в этот вопрос и нормирует бюджетные места на эти специальности.