Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 мая 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Галина Сквирская: консультация психолога крайне необходима автомобилистам

Минздравсоцразвития и ГИБДД намерены ужесточить процедуру обязательного медосмотра для автомобилистов. Предусматривается сокращение срока действия медицинских справок, расширение перечня болезней, при которых будет запрещено управлять автомобилем, а также планируется разработать более надежную защиту бланков медицинских справок от подделок. С подробностями для «Вести ФМ» — главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранения Московской медицинской академии имени Сеченова Галина Сквирская.

«Вести ФМ»: Галина Петровна, здравствуйте! Что, по вашему мнению, нужно добавить в перечень недугов и болезней, при которых нельзя управлять автомобилем?

Сквирская: Вы знаете, сегодня роль человеческого фактора в структуре ДТП настолько велика, что это даже не обсуждается. Качество транспортных средств значительно улучшилось за последние годы. Хоть я и не автодорожник, я это прекрасно понимаю, как, я думаю, и слушатели. Что касается ситуации, когда плохо за рулем, смерть за рулем, каких-то острых заболеваний, острых состояний, когда человек теряет возможности к адекватному поведению и ведению транспортного средства, это очень важно. Поэтому я могу только поддержать те меры, которые сегодня предложил Минздрав и ГИБДД. Также и утвержденные меры, ужесточающие требования по содержанию алкоголя в крови, это тоже очень важно для нашей страны. И решение было принято не очень корректное в свое время. Я хочу поддержать и очень важную консультацию медицинского психолога — это крайне необходимо, потому что сегодня неадекватное поведение за рулем и на дороге – это и следствие человеческой незрелости, и стремление показать степень «крутизны» себя и своего транспортного средства. Собственно, всё это приводит к очень высокому уровню дорожно-транспортных происшествий. Со списком заболеваний готова согласится, я их поддерживаю, считаю, что это очень правильно, но я бы хотела внести еще одну очень серьезную проблему на обсуждение — это порядок медицинского освидетельствования на право вождения транспортных средств. Вот в советские времена, хорошо это было или плохо, но мы обслуживались только в поликлинике по месту жительства. Сегодня эта поликлиника, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования. И в принципе, когда нормативные документы закладывались, определялось, что медицинское освидетельствование на право вождения транспортным средством я как гражданин должен проходить в том лечебном учреждении, в котором я постоянно обслуживаюсь по системе ОМС. Что это значит? Это значит – меня смотрит мой участковый лечащий врач или врач общей практики. Там есть моя амбулаторная карта со всеми диагнозами и обращениями на протяжении жизни. Это существенно снижает возможность ошибки. Сегодня за 300 или, может быть, больше рублей я за любым углом могу пройти «освидетельствование» — в лучшем случае мне померят давление и выдадут этот документ.

«Вести ФМ»: Услуги предлагают так называемые шоферские комиссии. Там услуга — платная.

Сквирская: Услуга платная везде — это нормально. Но никто не запрещал нашей обычной городской поликлинике, в которой обслуживается наш пациент, заключать такой договор с любым гражданином. Это право дано и разрешено, это платная услуга.

«Вести ФМ»: То есть у вас гораздо более доверия к районной поликлинике?

Сквирская: Она ответственность больше несет. У пациента, который в ней обслуживается, там есть амбулаторная карта, есть лист уточненных диагнозов.

«Вести ФМ»: А что вы скажете о сроках перепроверки здоровья водителей? Теперь предлагается делать это 1 раз в 2 года.

Сквирская: Вы знаете, это тоже правильно. Давайте попробуем 1 раз в два года. Сегодня ситуация настолько подвижна, что, конечно, нужно смотреть в динамике, потому что сегодня я сдала на права и все хорошо, а завтра у меня развилось тяжелое заболевание. Это не значит, что каждый день меня надо осматривать, но хотя бы раз в два года – это правильно.

«Вести ФМ»: Вы отметили особую роль психолога. Какие еще специалисты, на ваш взгляд, должны более внимательно работать с будущими водителями и с действующими водителями?

Сквирская: С учетом того перечня заболеваний, который вносится, это врач-терапевт, особенно участковый терапевт, это офтальмолог и невролог обязательно.

«Вести ФМ»: Но вот в списке предложенных заболеваний, которые станут препятствием для вождения, есть ряд онкологических заболеваний. Это важно?

Сквирская: Конечно, важно. Но это не значит, что консультация онколога должна быть определяющей, это значит, что должна быть консультация терапевта и, может быть, хирурга, потому что, вы понимаете, что онкология — это консультативная помощь и осматривать просто пациентов на предмет – а вдруг у него что-то есть — это нерентабельно и нереально.

«Вести ФМ»: А что вы скажете об уровне знаний и подготовки специалистов–медиков, которые работают вот в этих так называемых шоферских комиссиях?

Сквирская: Дело ведь не в уровне. Коррупция у нас не потому, что все люди плохие, а потому, что порядок такой организован. Это могут быт хорошие доктора, но если им говорят, что ты включен в платную шоферскую комиссию, которая работает совершенно самостоятельно, и что тебе прислали пациента, ты меришь давление – этого достаточно, мы хотим или не хотим – нивелируем эти подходы и даже хороший доктор не осматривает внимательно.