Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 мая 2010, источник: РИА Новости

Армения раскритиковала резолюцию Европарламента по Южному Кавказу

ЕРЕВАН, 22 мая — РИА Новости, Гамлет Матевосян. Все политические силы в Армении резко отрицательно отнеслись к резолюции Европарламента по урегулированию конфликтов в южно-кавказском регионе, утверждая, что она противоречит переговорному процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Европарламент на заседании в четверг принял резолюцию 2216 по Южному Кавказу, подготовленную болгарским парламентарием Евгением Кирилловым, в которой отмечено, что Карабаху необходимо предоставить промежуточный статус и «вывести армянские войска с оккупированных территорий Азербайджана».

Формулировки по карабахскому урегулированию в резолюции Европарламента не соответствуют ни Мадридским принципам, ни заявлению в Аквиле, ни Московской декларации, заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян.

«В формулировках наблюдается очевидная неразбериха, и одной из причин, пожалуй, является то, что автор доклада не соизволил побывать в Карабахе, в регионе и не консультировался с французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ», — сказал Налбандян.

Он отметил, что эта резолюция противоречит даже позиции Евросоюза, которая не раз выражалась публично. «А позиция Евросоюза была выражена в Афинском заявлении в декабре 2009 года, и эта позиция полностью совпадает с подходами Армении», — сказал глава армянского МИД.

Спикер Национального Собрания Армении Овик Абрамян направил письмо председателю Европарламента Ежи Бузеку, в котором отметил, что в четырех (6, 7, 8, 10) из шести пунктов резолюции, касающихся нагорно-кaрабахского конфликта, есть формулировки, противоречащие переговорному процессу мирного урегулирования конфликта, а также позициям ЕС и ОБСЕ, которые подробно отражены в соответствующих заявлениях по Нагорному Карабаху, сделанных в Афинах в декабре прошлого года, а также резолюциях самого Европарламента, принятых с 1998 года.

По убеждению Абрамяна, подобный подход наносит серьезный урон авторитету Европарламента и может иметь серьезные негативные последствия для процесса урегулирования конфликта.

Политические силы, представленные в армянском парламенте, — как провластные, так и оппозиционные — единодушны в своем отношении к резолюции Европарламента.

«Это результат не только фальсификаций Азербайджана, но и пассивности Армении. Я не удивлена, а только возмущена. Потому что этот текст из года в год передается из документа в документ, от одной структуры к другой, и Армения ничего не может этому противопоставить», — сказала секретарь оппозиционной парламентской фракции «Наследие» Лариса Алавердян, обвинив в пассивности комиссию, которая призвана сотрудничать с Европарламентом, членом которой она сама является.

По мнению руководителя фракции входящей в правящую коалицию партии «Оринац еркир» Егине Бишарян, в резолюции немало удачных формулировок, но есть положение, которое введено болгарским депутатом Кирилловым, не соизволившим ни разу приехать в регион. «Кстати, он является одним из членов болгарской делегации, который всегда выступал против, когда речь шла об армянском Геноциде», — утверждает Бишарян.

Депутат от оппозиционной партии «Дашнакцутюн» (АРФД) Арцвик Минасян считает, что резолюция подтверждает прогнозы его партии о том, что ожидает Армению по карабахскому вопросу в процессе армяно-турецких отношений. «То, что работа турецко-азербайджанского тандема привела к таким результатам, вполне закономерно», — сказал Минасян.

Хотя резолюция не имеет правовой силы, но степень ее воздействия на процессы зависит от дальнейших шагов Армении, считает депутат от АРФД. По его словам, следует активизировать работу по трем направлениям — отозвать подписи Армении под армяно-турецкими протоколами, не позволить вывод карабахского урегулирования из формата Минской группы ОБСЕ и проводить активную политику заселения на освобожденных территориях Карабаха. По мнению Минасяна, документ настолько односторонний, что его реализация прямиком ведет к войне.

Депутат от входящей в правящую коалицию партии «Процветающая Армения» (ППА) Наира Зограбян напомнила, что Евгений Кириллов — учредитель и председатель парламентской Группы друзей Азербайджана.

Секретарь парламентской фракции ППА Арам Сафарян убежден, что резолюция стала возможной в результате азербайджанского лоббинга. При этом он отмечает, что впервые в документе отсутствует упоминание о территориальной целостности.

Секретарь парламентской фракции главной правящей силы — Республиканской партии Эдуард Шармазанов призвал своих коллег съездить в Карабах 23 мая и понаблюдать за ходом парламентских выборов, чтобы убедиться в высоком уровне демократии в стране. Он отметил, что если говорить о выводе войск, то следует в первую очередь вывести азербайджанские войска из Шаумяна, Геташена и Мартунашена.

Наконец, руководитель оппозиционной фракции «Наследие» Степан Сафарян пошутил, что если европейцы обеспокоены вопросом безопасности своих трубопроводов, то пусть убирают их из региона.

В итальянском городе Аквила на саммите «большой восьмерки» 10 июля 2009 года было принято совместное заявление президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. По их мнению, согласие между азербайджанским и армянским руководством должно быть достигнуто на основе принципов Мадридского соглашения 2007 года.

Параллельно были обнародованы основные принципы урегулирования карабахской проблемы, среди которых, в частности, определение статуса Карабаха путем свободного волеизъявления, обеспечение сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, предоставление гарантий безопасности, вывод войск с контролируемых территорий.

Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.

Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.