Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
ВИА Гра в Тель-АфареКак десятки россиянок уехали за мужьями в ИГ, а оказались в багдадской тюрьме
24 мая 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Участники консультаций по Приднестровью ждут возобновления переговоров

АСТАНА, 24 мая — РИА Новости. Участники раунда неформальных консультаций в Астане в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье — стороны урегулирования, Россия, Украина и ОБСЕ — посредники, ЕС и США — наблюдатели) по урегулированию приднестровского конфликта рассчитывают на скорейшее возобновление официальных переговоров между Кишиневом и Тирасполем.

История конфликта

Незадолго до распада СССР, 2 сентября 1990 года, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем — независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР. Причиной для такого шага послужили заявления националистически настроенных радикалов в Кишиневе о выходе Молдавии из СССР и возможности ее присоединения к Румынии.

Власти Молдавии не согласились с решением приднестровских депутатов и попытались решить проблему, введя войска в непризнанную республику. В марте 1992 года в Приднестровье начался вооруженный конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, до середины июля. В результате Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией фактически неподконтрольной Кишиневу со всеми атрибутами государственности, включая собственную валюту.

Мир в зоне конфликта поддерживают совместные миротворческие силы, которые состоят из 402 российских военнослужащих, 492 — приднестровских, 355 — молдавских и десяти военных наблюдателей от Украины.

Международного признания Тирасполь не получил, но активно этого добивается. Молдавию данный вариант не устраивает, она предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства. Официальные переговоры между сторонами были прекращены с 2006 года, с этого времени ведутся неофициальные консультации в формате «5+2».

С надеждой на переговоры

«Встреча в Астане в гостях у председателя ОБСЕ дает нам дополнительные надежды на то, что станет возможным возобновление официальных встреч в этом формате», — сказал в понедельник по окончании неофициальных консультаций в столице Казахстана вице-премьер Молдавии по вопросам реинтеграции Виктор Осипов.

«Регулярность — это очень хорошо, дисциплина и ритмичность диалога — это очень хорошо, но надо иметь прогресс и содержание, которые можно зафиксировать только тогда, когда официально ведутся переговоры, и они заканчиваются протоколом, соглашением, документом, который фиксирует эти соглашения между сторонами, подтвержденные посредниками, наблюдателями», — добавил он.

Представители стран-посредников и наблюдателей в формате «5+2» оценили возможность возобновления официальных переговоров уже в этом году как достаточно высокую. «Мы ожидаем, что в этом году это сделаем, это очень важно для региональной стабильности», — сказал журналистам специальный представитель Европейского союза по Молдавии Калман Мижей.

Посол по особым поручениям — спецпредставитель МИД России по Молдавии Сергей Губарев заявил, что Россия как страна-гарант выступает за скорейшее создание условий, которые позволили бы возобновить постоянные совещания в формате «5+2» «на официальной основе». «И мы искренне надеемся, что в достаточно короткий период, совместно с казахским председательством (в ОБСЕ) мы добьемся этого», — сказал Губарев.

Вице-премьер Молдавии отметил «новый уровень качества разговоров» в ходе нынешних консультаций. «Намного более открытый разговор, стороны — Кишинев и Тирасполь — смотрят честно на те проблемы, которые были и которые создавали обе стороны, мы тут не пытаемся винить только своего визави. Думаю, что это очень серьезная предпосылка для того, чтобы прийти к результату», — сказал Осипов.

Представитель Кишинева также отметил усилия председательствующего в ОБСЕ министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева, которые тот «прилагает для того, чтобы в течение этого года мы бы пришли к официальным встречам в формате “5+2”. “И если это удастся, то это будет одним из успехов казахского председательства в ОБСЕ”, — считает он.

Не завышать ожидания

В ответ на вопрос журналистов о возможности скорейшего разрешения самого конфликта между Кишиневым и Тирасполем, вице-премьер Молдавии отметил, что “говорить о полном разрешении этого вопроса не приходится, потому что он очень сложен”.

“Мы не ставим перед собой невыполнимых задач, завышенные ожидания обычно непродуктивны — мы очень объективно стараемся смотреть на процесс, нам важно сейчас возобновить официальный диалог, это уже будет успехом. У нового молдавского правительства очень четкая постановка задач в этом смысле, мы думаем, что решение приднестровской проблемы можно выработать только мирным путем и только в процессе переговоров”, — заключил Осипов.

В свою очередь, политический представитель Приднестровья Владимир Ястребчак также отметил открытость и откровенность диалога в Астане “относительно тех проблем, которые интересуют обе стороны”.

По его словам, с молдавской стороны на первое место поставлены вопросы свободы передвижения по территории Приднестровья. “Мы также считаем их достаточно актуальными, с нашей стороны приоритет отдается, помимо этого, вопросам гарантий, то есть того, чтобы все достигнутые договоренности выполнялись под четкие обязательства сторон и выполнялись как те договоренности, которые уже были достигнуты, багаж достаточно большой, так и будущие договоренности. Считаем, что перспективы для такой работы у нас есть”, — сказал Ястребчак.

Отвечая на вопрос журналистов о том, имеется ли возможность перевести формат “5+2” в официальное русло, он напомнил, что этот формат создавался, когда отсутствовали контакты на высшем политическом уровне. “Формат создан как консультативный, где представители сторон, посредников и наблюдателей имеют возможность встречаться, обсуждать те или иные вопросы и потом информировать собственное руководство. Вместе с тем, основной переговорный процесс, который сопровождается принятием юридически и политически обязательных решений, он ведется на высшем уровне, на уровне тех должностных лиц, которые уполномочены принимать обязательное решение. В нашей ситуации политические представители стран таковыми субъектами все-таки не являются, но мы готовы активно работать для того, чтобы создавать условия для такой встречи, чтобы снять те проблемы, которые накопились за прошедшие годы с тем, чтобы возобновление этого формата также было результативным”, — прокомментировал представитель Приднестровья.

Да будет воля. Политическая

По мнению Ястребчака, переговорный процесс между Кишиневым и Приднестровьем приостановился, в том числе и с принятием молдавским парламентом в 2005 году закона относительно статуса приднестровского региона. “Если уж детально разбираться с этим законом, то наши молдавские коллеги могут вести с нами переговоры только о демократизации и демилитаризации, то есть разоружения приднестровского региона. Эту норму закона никто не отменял, более того, этот закон принят специальным большинством молдавского парламента и до сих пор преподносится как единственная концепция ведения переговоров с нами. Естественно, в таких условиях прежде всего надо говорить, что необходимо возвращаться по крайней мере к ситуации до принятия этого закона”, — сказал Ястребчак.

Кроме того, в 2006 году в Приднестровье был проведен референдум относительно определения внешнеполитической судьбы будущего региона, где население высказалось за свободное развитие Приднестровской государственности и максимально тесное взаимодействие с Россией.

“С того момента, как в 2006 году была прервана работа формата „5+2“, стороны не приближались друг к другу, напротив, проблемы накапливались. И если одним из поводов для того, чтобы этот формат приостановил свою работу, были ограничительные меры против приднестровских предприятий, то, к сожалению, за прошедший период времени эта ситуация только усугубилась”, — констатировал представитель Тирасполя.

“Поэтому, чтобы мы не занялись в возобновленном формате выяснением отношений, — кто перед кем в какой мере виноват, мы исходим из того, что если будет политическая воля, готовность, мы постараемся сделать это в максимально кратчайший срок, возможно, до конца этого года. Но подгонять, устанавливать какие-то искусственные сроки, искусственные привязки нам бы не хотелось — не стоит создавать завышенных ожиданий, нам потом отвечать за них всем”, — прокомментировал Ястребчак вопрос о сроках возобновления официальных переговоров.