Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 июня 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Закон о меценатстве поможет российским музеям, заявляют в Минкультуры

МОСКВА, 22 июн — РИА Новости, Светлана Янкина. Принятие закона о меценатстве поможет созданию фондов целевого капитала, из которых можно будет черпать средства на развитие учреждений культуры, заявил в интервью РИА Новости во вторник заместитель руководителя отдела музеев Минкультуры РФ Владимир Фомин.

В субботу Государственный Эрмитаж и председатель его Попечительского совета Владимир Потанин объявили о создании фонда целевого капитала (эндаумента): 5 миллионов долларов, вложенных туда главой «Интерроса», будут помещены в управление, а доходы, которые, предположительно, составят в среднем 10% в год, музей сможет тратить на свои нужды.

Потанин предпочел внести деньги от собственного имени, поскольку право на налоговые льготы при подобном вложении средств в России имеют только физические лица

«Всякое благое деяние должно экономически стимулироваться. Должен быть отдельный закон о меценатстве, где все должно быть в комплексе для компаний — и налоговые льготы, и пиар», — убежден Фомин.

По его словам, Минкультуры подготовило в связи с этим свои предложения, однако, как сообщили РИА Новости в думском комитете по культуре, отдельный закон о меценатстве пока не принят. Последний раз вопрос о нем поднимался в сентябре прошлого года на совместном заседании Госсовета и президентского Совета по культуре и искусству. Тогда глава государства обратился к министру культуры Александру Авдееву с предложением составить соответствующий законопроект.

«Все эти вещи требуют серьезной проработки: льготы действуют, но они не явные и не эффективные и находятся в разных законодательно-нормативных актах, которые в своем разнообразии иногда противоречат друг другу», — рассказал Фомин.

По его словам, «авторитет Эрмитажа и Потанина положит серьезное начало, чтобы на основе заключенных соглашений уже выстраивать нормативные акты».

Вместе с тем, отметил собеседник агентства, очевидно, что таких состоятельных людей, как Потанин, на все учреждения культуры не хватит, поэтому, чтобы привлечь средства бизнеса среднего уровня, налоговые послабления просто необходимы. Но и этого недостаточно

«Людей, если у них все это будет в рамках многочисленных распоряжений, указаний и инструкций, контролирующие органы могут затаскать из-за того, что они неправильно выполнили какой-то пунктик, и в итоге им придется оправдываться за свою благотворительность», — отметил представитель Минкультуры. Поэтому необходима «юридическая гарантия чистоты действий» мецената.

В настоящее время финансирование музеев складывается из бюджетных и внебюджетных средств: зарабатывать они могут на продаже билетов и сувениров, организации экскурсий, торговле лицензиями на воспроизведение экспонатов и сдаче помещений в аренду. Последний процесс контролирует Росимущество. Кроме того, под конкретные нужды — например, для организации выставок — можно просить помощи у спонсоров. Здесь, несомненно, музеи с мировой известностью сейчас находятся в привелегированном положении, а провинциальным коллекциям приходится гораздо труднее.

Фомин не уверен, что музейные эндаументы в России станут появляться повсеместно. «Сейчас сложно представить, как это будет развиваться. Вероятно, будет иметь место и такая форма, когда вкладывается некий капитал, а проценты с него идут на финансирование музея в целом и на целевое финансирование», — признался собеседник агентства.

Он полагает, что «крупный бизнес пойдет по пути эндаументов, поскольку там четко прослеживаются все законодательные, юридические и экономические аспекты взаимодействия между крупной экономической структурой и большим музеем». Вместе с тем, для «небольших фирм и музеев более рациональны разовые взносы, которые нужны под конкретное дело».

Фонд формирования целевого капитала с 2008 года действует и в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ). Его учредителем является Фонд ГМИИ, а действует он в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческой организации», вступившим в действие в январе 2007 года. В отчете музея за 2009 год говорится, что в Фонд поступило пожертвований на сумму 15 244 605 рублей. Потрачены они были, в частности, на выпуск каталогов к выставке «Уильям Тернер», проведение «Поэтических вечеров» и социальную поддержку сотрудников музея.

На первых порах Эрмитаж также предполагает тратить заработанные фондом проценты на текущие нужды — премирование сотрудников, реорганизацию экспозиции и так далее, однако Михаил Пиотровский надеется, что эндаумент будет расти и прибавляться, и спустя 10-15 лет, когда он заработает в полную силу, полученные средства гарантируют музею существенную автономию в расходах и позволят осуществлять достаточно серьезные и масштабные проекты.

В общемировой музейной практике подобная система финансирования уже глубоко укоренилась: эндаументы имеются у большинства крупных музеев.