Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 июня 2010, источник: dostup1.ru

Михаил Юревич, губернатор Челябинской области: региону нужен ребрендинг — будем избавляться от имиджа «ядерной помойки» и «края суровых челябинских мужиков»

Глава Челябинской области Михаил Юревич принял участие в «деловом завтраке» «Российской газеты». Он подробно и доходчиво рассказал, как изменится формат отношений между властью и бизнесом на Южном Урале, и какой ребрендинг в самое ближайшее время ждет возглавляемый им регион.

— Михаил Валериевич, как Вы оцениваете модернизационный потенциал Южного Урала?

— Наша область давно и вполне успешно позиционирует себя как высокоразвитый промышленный регион. Эти позиции мы во многом сохранили и в кризисный период, в том числе, именно в силу того, что крупные компании не остановили работу по модернизации производства. Последние масштабные проекты Магнитогорского металлургического комбината и Челябинского трубопрокатного завода – это два уникальных примера, и по стоимости, и по размаху. Промышленные мощности ММК сегодня более чем на 80 процентов соответствуют мировому уровню развития металлургии. И это залог того, что весь Магнитогорск будет расти и развиваться. Цех белой металлургии «Высота-239» на ЧТПЗ, по оценкам недавно побывавшей в области делегации японских промышленников, примерно на десятилетие опережает уровень аналогичных производств в Стране восходящего солнца. Такого не знал даже Советский Союз, чтобы за столь короткое время на территории одной области были созданы два огромных производства.

— Региональные власти намерены и впредь поддерживать эти процессы?

— Успехи достигнуты, в том числе, благодаря совместным действиям всех участников экономического процесса. Но давайте будем реалистами: для тяжелой промышленности, которая изначально была основой экономики области, есть два главных фактора влияния – конъюнктура рынков и менеджмент. Ни исполнительная, ни законодательная власть (тем более на региональном уровне) глобально изменить эти факторы, например, повлиять на цены на металлы или стоимость денег на рынке международных заимствований, не в состоянии. Зато мы можем содействовать такой важной составляющей модернизации, как внедрение в экономику инноваций.

Посмотрите: прежней системы, когда все научно-исследовательские институты функционировали за счет получения отраслевых госзаказов, фактически нет. Большинство отраслевых НИИ давно перешло в частную собственность, и науки в них практически не осталось. Нам предстоит начинать эту работу с нуля. Мы идем по новому пути, при котором наука будет сосредоточена в высших учебных заведениях. К примеру, Южно-Уральский государственный университет – единственный в Уральском федеральном округе – получил статус научно-исследовательского центра. Исходя из этого, уже в ближайшее время будет разработана программа дальнейшего развития вуза.

— В каком направлении предполагается двигаться?

— Считаю, что необходимо воспользоваться опытом западных стран и создавать особые компании – технопарки, задача которых связать науку и бизнес, то есть коммерциализировать научные разработки. Идей много, но они редко воплощаются на практике. Даже если один процент из всех научных разработок дойдет до внедрения и получит массовое распространение – это уже будет успех. Сейчас область будет решать актуальную задачу строительства нового технопарка или освобождения под эти цели существующих площадей вуза.

На днях министр промышленности региона Валерий Прудской вернулся из Израиля, где по моему поручению ознакомился с постановкой работы с инновациями в этой стране, которая является одним из признанных лидеров мирового хайтека. Вряд ли будет целесообразным и возможным полное копирование израильских схем формирования инновационной инфраструктуры. Но некоторые моменты обязательно будут востребованы и применены.

— Но инновации невозможны без инвестиций…

— Мы гарантируем всестороннюю поддержку всем, кто захочет реализовать проекты на территории нашей области. Как губернатор готов лично встретиться с каждым потенциальным инвестором. Опыт доказывает, что все проекты, реализованные на территории Челябинской области с привлечением иностранного капитала, оказались эффективными и рентабельными. Даже в кризисные годы из области не ушел ни один инвестор. Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики региона в январе-апреле 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009-го увеличился на 34,5 процента и превысил 757 миллионов долларов США.

Последний пример: в начале июня датская компания «ROCKWOOL International» – мировой лидер в производстве негорючей изоляции на основе каменной ваты – вложила 50 миллионов долларов в Троицкий завод минераловатных плит. Это будет четвертое предприятие данной компании на территории России. В город, находящийся не в лучшей ситуации, пришел мировой лидер с новыми технологиями, новым оборудованием. Уже в конце июня начнется переоснащение производства. Планируется, что на новом заводе будет трудоустроено 270 человек, причем существующий коллектив (около 200 сотрудников) инвесторы намерены сохранить и переобучить.

— Что могут сделать власти для повышения инвестиционной привлекательности региона?

— Область готова вкладывать средства в создание привлекательных для инвесторов площадок, удобных и подготовленных для реализации бизнес-проектов. Мы также предоставим организационное и административное сопровождение бизнеса, если он будет отвечать критериям наукоемкости, связан с сельскохозяйственным или промышленным производством.

Я дал поручение министрам областного правительства и главам муниципалитетов составить перечень площадок, близких к железнодорожным путям, автомобильным дорогам и другим объектам инфраструктуры. Для каждого участка должны быть подготовлены кадастровый план и вся необходимая документация, позволяющая инвесторам реально оценить его потенциальные возможности для организации производства. Это первое.

Во-вторых, многие предприятия за последние 15 лет разорились, фактически перестали существовать. Но остались цеха, промплощадки, подъездные пути – их надо инвентаризировать и эффективно использовать. Бизнес должен получить доступ к этим объектам.

— В деле привлечения инвесторов нет мелочей. Так, екатеринбургский аэропорт Кольцово имеет статус международного, осуществляются регулярные рейсы в Европу. А вот в Челябинск представителям иностранного бизнеса приходится добираться на перекладных…

— Так сложилось, что наш аэропорт не попал ни в одно межправительственное соглашение по таблице маршрутов как пункт прилета на территорию Российской Федерации. Поэтому, к сожалению, у иностранных перевозчиков нет возможности зайти на наш рынок. А ведь Челябинск располагает одной из лучших в стране взлетно-посадочных полос и прочими условиями, включая выгодное географическое положение. Нам действительно нужны регулярные рейсы по направлениям на Франкфурт, Мюнхен и Вену, где расположены крупнейшие европейские аэропорты-хабы. Этот вопрос придется решать при содействии Росавиации и Минтранса.

Что касается развития инфраструктуры аэропорта, то мы уже нашли взаимопонимание с муниципальными властями. Администрация областного центра готова значительно снизить для аэропорта ставку арендной платы за землю. Городской бюджет потеряет 35 миллионов рублей, но и сам областной центр, и регион приобретут значительно больше.

— Транспортная инфраструктура считается локомотивом модернизации, ее развитие подхлестывает сразу целый ряд отраслей экономики. Одним из неоспоримых достижений вашей работы на посту мэра Челябинска стала масштабная программа строительства и реконструкции дорожной сети города. Как Вы используете полученный опыт в масштабе области?

— Полагаю, 2010 год станет в определенном смысле прорывным в сфере модернизации дорожной инфраструктуры, это будет сделано, в том числе, и просто за счет изменения подходов.

Простой пример: муниципальные бюджеты планировались максимально бездефицитными. Это означало серьезное сокращение расходов на дороги – просто потому, что необходимый объем средств в разгар дорожного сезона просто неоткуда было взять. Зато к концу года экономическая конъюнктура сулит серьезные дополнительные доходы. Так почему бы не потратиться летом на модернизацию инфраструктуры, чтобы к концу года выйти «в ноль»? В этом плане мы нашли понимание местных властей в Магнитогорске, Златоусте и других муниципалитетах.

Почувствуют изменения и жители областного центра. «Единая Россия» в очередной раз инициировала выделение регионам денег из федерального бюджета – они будут направлены на ремонт внутридворовых и межквартальных проездов. В текущем году крупные города страны получат в общей сложности 16 миллиардов рублей, из которых 1,068 миллиарда достанется Челябинску.

— Михаил Валериевич, Вы третий губернатор за историю региона, но первый на этом посту выходец из предпринимательских кругов. Как Вы, пройдя путь от индивидуального предпринимателя до руководителя одного из крупнейших в стране агропромышленных объединений, намерены теперь выстраивать отношения с бизнесом?

— Все, о чем мы говорили, и внедрение инноваций, и развитие инфраструктуры, необходимо в первую очередь для того, чтобы комфортно чувствовал себя бизнес. При всех негативных последствиях кризис имел одно полезное: он задал новый вектор в отношениях государства и бизнеса, научив власть бережнее относиться к предпринимателям. Еще два года назад основная задача, поставленная перед правоохранительными и надзорными структурами в отношении бизнеса, была крайне проста – уличить и наказать. Сейчас введен ряд смягчающих механизмов, например, сокращение ведомственных проверок предпринимателей. Считаю, что карательные формы общения власти с бизнесом в принципе неприемлемы.

Особенно губителен такой подход для малого и среднего предпринимательства, которое почти беззащитно перед представителями государственных структур. Сегодня малый и средний бизнес испытывает повышенное давление, подвергаясь множеству проверок. Я дал распоряжение вести учет обращений предпринимателей с тем, чтобы немедленно отреагировать, если такие случаи в рамках какого-то города или района Челябинской области станут массовыми. Причем пожаловаться можно будет не только в отдел поддержки и развития предпринимательства Минэкономразвития области или по телефону специально созданной горячей линии, но и через сайт губернатора.

— Надо полагать, в начале своей предпринимательской деятельности Вы дорого бы дали за такую возможность?

— Поймите, это не проявление некой вражды по отношению к надзорным органам, коренящейся в моем предпринимательском прошлом. И не идеологическая установка. Это жизненная необходимость. Опыт показывает, что многие крупные заводы тяжело переживают кризис, а малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели оперативно отреагировали на новую ситуацию в экономике. Быстрей сумели перестроиться, нашли новые коммерческие векторы. Для экономики Южного Урала, завязанной на тяжелую индустрию и в результате серьезнейшим образом пострадавшей во время кризиса, это очень важно.

Мы ведь не только обещаем защиту от любителей «покошмарить», мы стараемся создать объективные стимулы для развития. Вот, например, малые предприниматели вынуждены каждый год переоформлять свои временные объекты – киоски, остановочные комплексы и т.д. В Челябинске стандартный договор стал заключаться на пять лет. Если выдается разрешение на меньший срок, муниципалитет должен обосновать причину. Такая система работы очень удобна для малого бизнеса, и теперь она должна распространиться на всю область. Это обеспечит стабильность бизнеса для очень многих людей – появится возможность финансового планировать, брать кредиты, реже обращаться за продлением разрешения, что резко снизит коррупцию.

В малых и средних предприятиях Челябинской области сегодня занято более 37 процентов экономически активного населения. Доля малого и среднего бизнеса в налоговых поступлениях региона достигла почти 16 процентов. Но два года назад президент России поставил задачу перед регионами: доля малого бизнеса в валовом региональном продукте должна вырасти до 50 процентов. Получается пока почти двойное отставание: у нас она около 26 процентов, хотя этот показатель выше, чем в среднем по стране. Нужен серьезный прорыв, не только в количественном, но и в качественном отношении. Средний и малый бизнес должны выходить за рамки торговли и сферы услуг, развиваться в других отраслях, смелее выбирать инновационный путь. В малом бизнесе генерируются идеи, мы их готовы поддержать. И деньги для этого есть, и организационные возможности.

— Качественные изменения ожидают и регион в целом?

— Я еще при вступлении в должность сказал, что имидж Южного Урала должен серьезно измениться. Вот пример. В ходе поездок по области побывал в Златоусте, известном на федеральном уровне главным образом благодаря проблемам градообразующих предприятий. Муниципальные власти тоже давно бьются над проблемой привлечения туристических потоков. Здесь все для этого есть – и природа, и история, и уникальные художественные промыслы. Ведь Златоуст издавна славен гравировкой по стали, украшенным оружием, это город русского булата. Сегодня здесь существует более 50 разных мастерских, которые производят продукцию декоративно-прикладного искусства – в этой сфере занято столько же людей, сколько на Златоустовском метзаводе. И главное – этой отрасли кризис практически не коснулся, наоборот, она развивается и создает новые рабочие места. Качество художественных изделий говорит о том, что в городе работают настоящие мастера. Их продукция востребована во всем мире, особенно в качестве памятных подарков, сувениров. Перед нами стоит задача оказать содействие в расширении географии распространения этих изделий.

В той поездке мы провели совещание, и теперь в городе создана Гильдия мастеров. В объединение вошло 11 предприятий по производству оружейной и сувенирной продукции из украшенного металла. В ближайшее время на всей продукции, помимо собственного клейма мастерской, должен появиться специальный коллективный товарный знак. Новый бренд призван стать визитной карточкой для представления уникальной продукции златоустовцев на международных рынках и экспозициях. Мы поможем им с выездом на выставки. За неделю решили вопрос с организацией в Челябинске экспертизы Росохранкультуры, которая оформляет документы для вывоза продукции за рубеж. Прежде для получения таких разрешений приходилось ездить в Екатеринбург, неделями ждать заключения – сколько контрактов из-за этого сорвалось. Разве этого нельзя было сделать раньше?

Да, мы были и останемся «опорным краем державы». Но вот от имиджа места обитания «суровых челябинских мужиков» региону надо избавляться. Равно как от славы «ядерной помойки» или «самого грязного места на планете». Область нуждается сегодня не только в качественном прорыве, но и, если угодно, в ребрендинге.