Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 июня 2010, источник: РИА Новости

МИД РФ: доклад Госдепа США о торговле людьми вызвает неприятие России

МОСКВА, 28 июн — РИА Новости. Использование в докладе Государственного департамента США о торговле людьми в мире в 2009 году неприемлемых для России методологических подходов, в результате которых РФ снова включена в число проблемных государств, вызывает неприятие российской стороны, сообщает в понедельник Департамент информации и печати МИД РФ.

Госдепартамент США 14 июня обнародовал ежегодный десятый доклад о торговле людьми в мире, в котором Вашингтон представил мировой общественности информацию о ситуации в различных странах, связанной с выполнением американской законодательной базы по защите жертв торговли людьми, и установил при этом три категории стран по степени ее исполнения.

«Мы неоднократно говорили о неприемлемости для нас методологического подхода, который использует Госдепартамент США при подготовке доклада. Государства делятся на рейтинговые группы в зависимости от их соответствия неким “минимальным стандартам” в сфере борьбы с торговлей людьми, а, проще говоря, требованиям внутреннего американского законодательства. Такой подход вызывает неприятие не только у нас, но и у многих других государств. Например, несколько лет назад на доклад резко негативно отреагировала достаточно благополучная Швейцария, попавшая в группу “штрафников” из-за отсутствия специального закона по борьбе с торговлей людьми, который входит в рекомендуемый американцами “стандартный набор”», — говорится в сообщении МИД.

Как сообщает МИД, «вместо глубокого и объективного рассмотрения причин нарастания масштабов торговли людьми на территории США авторы доклада без ложной скромности сразу же записали себя в отличники, то есть в “Группу-1” по изобретенному ими же делению государств на рейтинговые уровни».

«Приводимая в разделе по США статистика призвана подчеркнуть эпизодический, а отнюдь не системный характер преступлений в сфере торговли людьми. Между тем, ни для кого не секрет, что именно США были и остаются крупнейшим в мире импортером “живого товара”. Авторы доклада умудрились проглядеть многочисленные публикации американской прессы о наличии на территории США более 11 миллионов нелегальных мигрантов, нещадно эксплуатируемых на стройках, на сельскохозяйственных работах, в сфере услуг. Они предпочли также не заметить приводимых местными правозащитниками фактов ежегодного вовлечения более 50 тысяч женщин и девочек в сферу американской секс-индустрии. Так что задумка Госдепартамента США на этот раз позиционировать себя в докладе в роли “честного арбитра” явно не удалась. Видимо, поучать других гораздо легче, нежели выправлять реальное положение дел у себя в стране», — говорится в документе.

Министерство добавляет, что российская сторона не удивлена тем фактом, что в нынешнем докладе Россия вновь включена в число проблемных государств — так называемой «Группа-2».

«Чтобы заслужить повышение в рейтинге, мы должны были выполнить подготовленный Минюстом США “План действий для России”, в котором нам предписывалось изменить законодательство и правоприменительную практику по борьбе с торговлей людьми. Очевидно, что с самого начала это требование было невыполнимым — российские власти в борьбе против организованной преступности, частью которой является противодействие “трэффикингу”, никогда не будут руководствоваться инструкциями, разработанными в другой стране, и тем более выполнять поставленные чуть ли не в ультимативной форме условия. Кроме всего прочего, американским партнерам просто выгодно держать нас в группе “штрафников” с тем, чтобы иметь гипотетический повод использования против России экономических и торговых ограничений — например, надо же хоть чем-то оправдывать сохранение пресловутой поправки “Джексона-Вэника”», — отмечается в сообщении.

При этом, как отмечает МИД, Россия готова воспользоваться американским опытом по противодействию торговле людьми, в той части, которая «может быть востребована в российских условиях».

«В то же время практика показывает, что полностью скопировать чужие схемы работы нереально, да и вряд ли целесообразно. Каждое государство вправе самостоятельно формировать наиболее оптимальный для себя национальный механизм по борьбе с торговлей людьми, разрабатывать законодательные и иные инструменты противодействия “трэффикингу”», — отмечается в документе.

Российская сторона заинтересована в активизации многостороннего и двустороннего сотрудничества по предотвращению и пресечению торговли людьми, и считает, что «настало время перейти от общеполитических дискуссий по проблемам “трэффикинга” к конкретному практическому взаимодействию правоохранительных органов и представителей других государственных структур, в функции которых входит борьба с торговлей людьми».

«Хорошо налаженные прямые контакты соответствующих подразделений полиции, миграционных служб, органов пограничного контроля стран происхождения и назначения “живого товара”, обмен опытом и встречи на экспертном уровне по наиболее острым нерешенным вопросам могут принести гораздо более весомые результаты, чем подготовка “глобальных” докладов по торговле людьми, практикуемая Госдепартаментом США», — говорится в сообщении МИД.

Первая категория — страны, которые полностью выполняют требования американского «Акта о защите жертв торговли людьми» (TVPA) 2000 года. В эту категорию Вашингтон включил США, европейские страны, Канаду, Австралию, Южную Корею и Колумбию.

Во вторую категорию стран, — тех, которые не выполняют требования Акта, но осуществляют «значимые шаги» в деле борьбы с торговлей людьми, — под заголовок «список особого внимания» Госдепартамент США включил Мексику, а также Гватемалу, Гайану, Барбадос, Панаму, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Тринидад и Тобаго, Венесуэлу и Никарагуа. Кроме того, «список особого внимания» включает в себя Китай, Индию, Россию, Ирак и Афганистан.

Третья категория стран — государства, не выполняющие требования TVPA и не осуществляющие никаких шагов с тем, чтобы улучшить ситуацию в этой сфере.

Среди этих тринадцати стран, по мнению Госдепартамента, — Папуа-Новая Гвинея, Иран, Саудовская Аравия, Северная Корея, Мьянма, Кувейт, Судан, Конго, Мавритания, Эритрея, Зимбабве, Доминиканская Республика и Куба.