Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
1 июля 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Россия, Казахстан и Белоруссия соображают на двоих

Новый этап таможенного союза — в силу вступает единый таможенный кодекс для России, Казахстана и Белоруссии. Правда, пока нет официальных данных о присоединении к этому кодексу белорусской стороны. Хотя известно, что парламент ратифицировал документ.

С 1 июля страны начинают жить по новым таможенным правилам, но переход будет проходить постепенно. Слишком резкое возникновение единого таможенного пространства грозит обернуться очередями на границе и путаницей в правилах. Получится ли принять кодекс на троих, выяснял корреспондент радио «Вести ФМ» Николай Осипов.

Осипов: Как жить по новому кодексу? 1 июля стало днем «икс» для множества предпринимателей, поставляющих товары через границы трех стран — России, Казахстана и Белоруссии — вступление в силу кодекса облегчает пересечение границ, упрощает предпринимателям жизнь — фактически стирая границы, но на практике вопросы остаются, все-таки правила не обкатаны, замечает пресс-секретарь компании-импортера фруктов «Группа Джей Эф Си» Андрей Семёнов.

Семёнов: Можно сказать, что текст содержит целый ряд разумных инициатив, которые вытекают из самой природы Союза. Так, наши партнеры в Казахстане смогут получать наши бананы, не оформляя транзит и не привлекая транспорт TIR. Для нас это хорошая новость. Но если спускаться к конкретике, то формулировки кодекса оставляют некий простор для конкретизации, и мы надеемся, что в ближайшее время появятся уточнения и комментарии.

Осипов: Некоторые предприниматели вместо того, чтобы радоваться таможенному кодексу, приостановили отгрузку товара, опасаясь очередей на границе. В отдельных случаях потребовалось оформлять новые дополнительные документы, что затягивает сроки пересечения границы. В таможенной службе спешно открыли горячие телефонные линии по всем регионам страны, признавая, что кодекс надо вводить постепенно, чтобы не парализовать торговлю. Так что пока многое останется по-старому, поясняет начальник таможенного отдела логистической компании «Астра Руссланд» Михаил Козлов:

Козлов: Пока сохраняются старые формы декларирования и программы подготовки деклараций. У нас есть время изучить документы для пересечения границы. Есть некоторые нюансы, допустим, при пересечении границ Союза в документах должны содержаться сведения о коде товара на уровне шести знаков, раньше было на уровне четырех, но к этому уже привыкли, просто добавим два знака и все.

Осипов: Привыкать к новым правилам будут три страны — Россия, Казахстан и Белоруссия, но в Минске не спешат присоединяться к кодексу. То есть формально таможенная тройка уже есть, поясняет директор сводного Департамента анализа и регулирования внешнего экономразвития Минэкономразвития Алексей Лихачев, а вот до практического применения еще не дошли.

Лихачев: Таможенный союз действует с 1 января этого года, и в формате на троих именно с 1 января мы передали комиссии таможенного союза полномочия в части введения пошлин, именно с 1 января вопрос по тарифному регулированию решает комиссия, куда входит и Белоруссия.

Осипов: То, о чем говорит Алексей Лихачев — это так называемый первый этап, стартовый, а вот дальше — вступление в силу кодекса, вот здесь на сообразить на троих не получается.

Лихачев: Мы его вводим пока на двоих. И здесь Казахстан демонстрирует не меньшую, чем Россия, активность, и таможенные органы уже получили указание действовать в рамках нового нормативного документа, поэтапно переходя к регулированию наднациональным кодексом всех таможенных операций. В Белоруссии действительно принято решение о ратификации, но до него еще не совсем дошли белорусы, поскольку необходим акт президента, указ или закон…

Осипов: Белорусский президент молчит, все таможенные новости приходят из Минска по неофициальным каналам, а порой и вообще из анонимных источников. В Белоруссии внимание акцентируют на поставках топлива в страну из России — требуют, чтобы Москва отменила пошлины на нефтепродукты, считая, что это такой же товар, как и все остальное, и он должен свободно пересекать границу. В России стремление удешевить стоимость нефти понимают, но подозревают, что Белоруссия будет искусственно завышать свои потребности в нефти, с тем чтобы перепродавать дешевые излишки на Запад, уже по рыночным ценам. И затягивание с таможенным кодексом отчасти можно расценить как попытку Минска выторговать более выгодные условия и заработать на таможенном объединении. Окончательно решить вопрос о том, принимать кодекс или нет, в Белоруссии обещают 4-5 июля, когда в Астане встретится межгосударственный совет тройки.