Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 июля 2010, источник: УралПолит.ру, (новости источника)

Свердловские города меняют систему самоуправления

Коммунальные проблемы свердловских городов могут быть решены с помощью появления в муниципалитетах профессиональных управленцев. Как показывает практика, мэры не всегда справляются с хозяйственными вопросами. В ближайшее время региональные власти могут «взяться» за реформирование системы местного самоуправления в городе Первоуральск, к мэру которого накопилось много вопросов. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

В Первоуральске давно сложилась сложная ситуация с жилищно-коммунальным комплексом. Наблюдатели отмечают, что город не успевает осваивать бюджетные средства, выделяемые в рамках различных областных и федеральных программ. В итоге деньги «уплывают» из муниципалитета, а ситуация в коммунальном хозяйстве не меняется.

К примеру, в мае стало известно о многомиллионной задолженности муниципалитета перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Для решения хозяйственных вопросов в Первоуральск был откомандирован заместитель министра энергетики и ЖКХ Николай Смирнов. В результате его работы в прокуратуру отправились материалы по ряду коммунальных предприятий города и управляющих компаний.

В июне губернатор Свердловской области Александр Мишарин выразил недовольство состоянием дорог в Первоуральске, эксплуатационным требованиям не соответствуют 90 % дорог, по этому показателю город впереди всех муниципалитетов. При этом в 2009 году из-за проволочек и недоработок местных чиновников не было освоено 100 млн. рублей, выделенных на реконструкцию дорожной сети. В итоге деньги вернулись обратно в государственную казну. По данным агентства, деятельность мэра Первоуральска Максима Федорова является постоянно темой обсуждения на планерках у губернатора.

По мнению политолога Анатолия Гагарина, введение института сити-менеджера станет хорошим инструментом для решения кризисных проблем, в том числе экономических, коммунальных. «У назначенного на конкурсной основе управленца нет политических амбиций, нет установки захватить власть и держать ее», – отметил политолог.

Неэффективное управление городским хозяйством со стороны выборного главы наблюдается не только в Первоуральске. Эксперты приводят в пример Артемовский городской округ, где горожане выбрали мэра «от безнадеги», но оказалось, что он не способен управлять территорией. «Принципы демократии соблюдены, но кому нужна такая демократия», – замечают наблюдатели.

Депутат думы Свердловской области Евгений Артюх оценил институт сити-менеджера как эффективный административный ресурс, однако уточнил, что уверенности в том, что появление главы администрации поможет разрешить все проблемы жилищно-коммунальной сферы, нет. «В ЖКХ проблемы системные. Сити-менеджер их не решит, необходимо на федеральном уровне совершенствовать систему взаимодействия поставщиков, управляющих компаний, потребителей на рынке коммунальных услуг. Я считаю, что в части института сити-менеджера нужно смотреть в каждом конкретном случае, индивидуально».

По словам Артюха, в России можно применить работающую в США схему, когда в крупных городах главу выбирает население, а в небольших назначаются сити-менеджеры, и мэр исполняет представительские функции. «Появление сити-менеджера может быть оправданным еще и потому, что у нас подавляющее большинство муниципалитетов имеет дефицитные бюджеты, их обеспечивает область. В этой ситуации можно предположить, что территории, которые не являются самодостаточными субъектами, в какой-то мере не имеют права самим выбирать руководителей города, которые будут распоряжаться средствами».

Отметим, что в субботу, 3 июля, президент России Дмитрий Медведев в ходе встречи с руководителями муниципальных образований Амурской области затронул тему реформирования местного самоуправления, заметив, что финансовое положение муниципалитетов не соответствует объему полномочий глав местных администраций. «Мне бы хотелось, чтобы вы мне прямо сказали, хватает ли вам в этом смысле полномочий, является ли достаточной в этом плане юридическая база, мы ее совершенствовали последние несколько лет, и что следует здесь делать».

Идея введения института сити-менеджера в ряде городов уже продемонстрировала свою эффективность. Нельзя сказать, что это является панацеей от всех бед, но зачастую «городской управляющий», занимающийся исключительно вопросами хозяйства, более эффективно решает как системные городские вопросы, так и оперативно реагирует на возникающие проблемы в жизни города.