Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
19 июля 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Потомки русских эмигрантов обсудили закон о соотечественниках

БИЗЕРТА (ТУНИС), 19 июл — РИА Новости, Ольга Липич. Принятие поправок к закону «О госполитике РФ в отношении соотечественников за рубежом» позволит российскому государству консолидировать работу с ними и содействовать созданию русских религиозных организаций за рубежом, заявили участники круглого стола «“Святая Русь” и “Русский мир” как цивилизационные стратегии в эпоху глобализации», прошедшего в воскресенье на корабле в рамках морского похода, посвященного 90-летию исхода частей русской армии из Крыма, передает корреспондент РИА Новости.

Поход начался в минувшую среду от берегов Венеции. По словам участвующих в нем потомков эмигрантов, он поможет взаимопониманию и единению русского мира, обретению нравственного стержня России и символически будет означать завершение Гражданской войны в России.

Акция проводится 14-25 июля в рамках программы Фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы (ЦНС) «Русский мир» по маршруту соотечественников, уходивших в 1920 году из Крыма, но в обратном порядке. Из Венеции примерно 250 участников похода отправились в Бизерту, а затем через Лемнос (Греция), Галлиполи и Стамбул (Турция) прибудут в Севастополь. ФАП на средства ряда российских коммерческих организаций зафрахтовал для похода пассажирское судно «Егейский Одисей».

Как сообщил ведущий круглого стола зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата игумен Филипп (Рябых), поправки, принятые к закону о соотечественника Госдумой и Советом Федерации на днях в трех чтениях, сейчас находятся на рассмотрении в администрации президента.

«Мы впервые ввели понятие значения религиозной принадлежности. Мы записали, что государство имеет право оказывать содействие в созидании религиозных организаций соотечественников, что нас объединяет не только материальная, но и духовная составляющая. Меняется государственный менталитет — мы перестали бояться понятия духовности», — рассказал глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, председатель Межпарламентской ассамблеи православия Сергей Попов.

Обращаясь к потомкам эмигрантов первой волны, некоторые из которых критически отнеслись к закону о соотечественниках, Попов заявил: «Вы нас вдохновляли и духовно укрепляли все эти 90 лет своей стойкостью».

«Эти поправки исходят из уже сложившейся практики совместной работы государства и Русской православной церкви в деле поддержки соотечественников и нашли поддержку у самих соотечественников… Государство признает важную роль религиозных организаций и готово поддерживать их деятельность в культурной и социальной сферах. Государство будет содействовать организации религиозных объединений соотечественников за рубежом», — сказал игумен Филипп.

По его словам, это консолидирует и усилит работу с соотечественниками.

В настоящее время за рубежом, сообщил он, насчитывается около 600 храмов Московского патриархата, включая храмы Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), и, по меньшей мере, миллионная паства.

Отвечая на вопрос о противниках воссоединения с современной Россией, в том числе из числа потомков русских эмигрантов, так называемых «власовцев», представитель РПЦ выразил убеждение, что «есть общие силы и организации, которые при работе с ними могут изменить свою точку зрения и включиться в созидание русского мира». «Диалог с ними является важнейшим инструментом на этом пути», — добавил игумен Филипп.

«Русский мир» для него является синонимом «русской цивилизации» и «может развиваться по схеме развития нескольких центров, приумножающей интеграционные процессы». «В современном мире невозможно говорить об одномерной идентичности», — уверен священнослужитель. По его словам, человек может принадлежать к мусульманскому миру, но, живя в России, одновременно идентифицировать себя с русским миром — как с «цивилизационной общностью, наднациональной и надгосударственной».

Исполнительный директор правления фонда «Русский мир», политолог Вячеслав Никонов в ходе круглого стола отметил, что почти сто лет назад, в 1914 году «Русским миром» была Российская империя, насчитывавшая 170 миллионов человек — 14 процентов населения планеты, и производившая 9 процентов мирового валового продукта. Сейчас население РФ около 14,5 миллионов — это при том, что население Земли выросло с полутора до более чем шести миллиардов.

Сегодня «Русский мир», считает он, — это «определенная общность, которая осознает себя таковой, основанная на русской культуре в широком смысле слова».

Председатель Общества памяти Императорской гвардии Александр Трубецкой заявил, что «вектором сохранения Русского мира» является Русская православная церковь. «Роль Церкви в России больше, чем в любой другой стране и связана с пониманием национальности, языка и веры. Это для меня — особенность Русского мира», — сказал Трубецкой.

Еще один представитель потомков эмигрантов первой волны Серафим Ребиндер, возглавляющий движение «За поместное православие русской традиции» в Европе, выделил три отличительных вида «русской святости»: невинно и кротко, без сопротивления принявших смерть (как первые русские святые князья Борис и Глеб); старцев, вышедших на служение другим людям, нации (как преподобный Сергий Радонежский); юродивых — «создавших себе условия, при которых они могли бескомпромиссно свидетельствовать о правде».

«Мы, русские, живем душой, и обсуждаем все душой (другие, французы например, живут рационально), и эта душа соединяет всех русских по всему миру», — заявил Михаил Киселевский, родившийся в 1928 году в Гренобле.

Еще одна представительница «Русского мира» из Франции Ксения Первишина с сожалением отметила, что крещеные в православии французы уже не отличаются этим качеством — «продолжают верить умом, все пытаются понять рассудком, все проверяют».

При этом ведущий дискуссии игумен Филипп (Рябых) подчеркнул, что речь вовсе не идет о борьбе против материального начала как такового. «Господь устроил так, чтобы духовное и материальное были в гармонии — и русская культура пытается настраиваться на этот идеал», — пояснил служитель Церкви.

Профессор университета города Рен, Парижского института православного богословия, преподаватель русской семинарии во Франции князь Дмитрий Шаховской призвал к конкретным шагам для развития «Русского мира», назвав одним из таких шагов открытие семинарии, где передается опыт русской традиции.

Шаховской также выразил убеждение, что экономический и государственный подъем в российской истории всегда основывался на духовном, на создании монастырей. «История нашей Церкви и отчасти нашей страны держится на трех монастырях: Киево-Печерской лавре, Свято-Сергиевской лавре и Оптиной пустыни», — сказал князь.

Российские участники круглого стола заверили, что и общество и государственное руководство осознают важнейшую роль православия в истории, настоящем и будущем страны, особенно в формировании «нравственного стержня», однако это не всегда касается региональных властей на местах. Аплодисментами было встречено сообщение сотрудников Московского патриархата о недавно достигнутой договоренности построить в спальных районах Москвы за четыре года 200 «быстровозводимых храмов шаговой доступности».

Всего в круглом столе приняли участие около 50 представителей российской общественности, органов власти, Церкви и потомков офицеров Белой армии из зарубежья.