Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Роскомнадзор хочет обязать соцсети в России устанавливать счетчики посещаемости. Проект соответствующего приказа опубликован на портале проектов нормативных актов. Общественное обсуждение документа продлится до 18 марта.

Согласно проекту приказа, предлагать программное обеспечение для подсчета числа пользователей будет сам Роскомнадзор. Информацию о счетчиках планируют разместить на сайте ведомства.

Жизнь после хайпа: почему соцсеть Clubhouse может провалиться после стремительного взлета.

В документе отмечается, что новая мера необходима, чтобы знать, какие соцсети попадают под требования закона о самостоятельном удалении запрещенного контента, который вступил в силу 1 февраля этого года.

Согласно нему, владельцы платформ, которые в сутки посещают более 500 000 пользователей, должны самостоятельно находить и блокировать запрещенный в России контент. К нему, в частности, относится детская порнография, данные о способах изготовления и использования наркотиков, призывы к самоубийству, реклама онлайн-казино и дистанционной продажи алкоголя, призывы к участию в несогласованных акциях и нецензурная брань.

Ранее, в марте, Роскомнадзор представил проект приказа, который обяжет соцсети ежегодно публиковать отчет об удалении запрещенного контента на главной странице, а также разместить форму, которая позволит пользователям жаловать на противоправную информацию.

Доступ запрещен: какие сайты попадали в «черный список» Роскомнадзора «Википедия».

Причина:

«Текстовая информация, демонстрирующая способ приготовления наркосодержащего вещества» чарас.

Где еще можно найти подобную информацию: кроме сайта ООН, откуда она была взята «Википедией», подобного рода информация размещена и на множестве русскоязычных ресурсов. Например, в русскоязычном Google содержится 88 500 ответов на запрос «Чарас» (включая новости о блокировке Википедии из-за информации о чарасе).

24 августа страницу «Википедии» с описанием чараса — чистой необработанной смолки, собранной с листьев и соцветий индийской конопли и содержащей, как и гашиш, 60−65% ТГК, — посетили 64 767 раз. Предыдущий пик пришелся на 20 августа, когда число пользователей достигло 29 976 человек. До этого посещаемость статьи была совсем не так велика.

Причиной взрыва популярности стал спор между Роскомнадзором и «Википедией», который вылился в публичную плоскость 20 августа и через пять дней привел к закрытию доступа к онлайн-энциклопедии некоторыми провайдерами. Роскомнадзор направил операторам связи запрос о блокировке страницы с описанием способов приготовления наркотика, пригрозив заблокировать «Википедию» по всей стране. Удалять неугодную ведомству статью с сайта самостоятельно «Википедия» отказалась, мотивировав это тем, что информация, которая вызвала нарекания суда, взята с сайта ООН.

В итоге рано утром 25 августа пользователи из разных регионов России стали сообщать об отсутствии доступа к «Википедии». По словам некоторых, у них не работала также и англоязычная версия сайта. Однако в тот же день Роскомнадзор передумал: около 10 утра по Москве исполнительный директор «Викимедиа» Станислав Козловский сообщил в Twitter, что «внезапно» получил уведомление ведомства об исключении статьи «Чарас» из реестра запрещенных сайтов. «Информация, признанная судом запрещенной, отредактирована», — пояснил Роскомнадзор. Тем не менее в «Википедии» не исключили новых претензий со стороны ведомства.

Общество защиты прав потребителей.

Причина: в памятке ОЗПП Крым был назван «оккупированной территорией».

Где еще можно найти подобную информацию: 27 марта 2014 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о приверженности территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах. За резолюцию проголосовало 100 из 193 государств-членов ООН. В этих странах Крым по-прежнему называют украинской территорией.

Вечером 22 июня 2015 года Роскомнадзор решил заблокировать сайт общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». В экстремизме, а также «публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» (Генпрокуратура тогда даже поставила вопрос о возбуждении уголовного дела против ОЗПП), «Общественный контроль» был заподозрен после публикации памятки для туристов, собравшихся в Крым. В документе ОЗПП полуостров назывался «оккупированной территорией», а россиянам рекомендовали получать разрешения на въезд в Крым у украинских пограничников. Также не советовали покупать недвижимость и товары на территории Крыма.

Глава ОЗПП Михаил Аншаков тогда объяснял, что формулировки типа «оккупированная территория» являются не выражением политической позиции, а юридическими категориями с точки зрения международного права. «Если бы до нас это [памятку] сделали МИД или Ростуризм, они могли бы использовать более дипломатичные выражения — дипломатам это проще — и разъяснить россиянам», — отмечал Аншаков в интервью «Взгляду».

Следом Аншаков снова нарвался на критику Роскомнадзора и Генпрокуратуры, разместив ту же самую памятку в своем Живом журнале. Блог был заблокирован, а Генпрокуратура не исключила возможность возбуждения уголовного дела о призывах к сепаратизму.

«Живой журнал».

Причина: регулярное обновление информации в блоге оппозиционера Алексея Навального, который был помещен под домашний арест.

Где еще можно найти подобную информацию: информацию из записей Навального можно было найти на сайте радиостанции «Эхо Москвы» (echo.msk.ru), который, правда, за это тоже блокировали. Тексты Навального перепечатывают другие блогеры, кроме того, расследования организованного им Фонда борьбы с коррупцией часто цитируют федеральные СМИ. Все прошлые записи дублированы на новом сайте Навального.

13 марта 2014 года администрация сервиса LiveJournal Inc получила предписание Роскомнадзора, где ведомство со ссылкой на Генпрокуратуру требовала ограничить доступ к «Живому журналу» оппозиционера Алексея Навального. Тот находился под домашним арестом, и пользование средствами коммуникации ему было запрещено.

Руководство сервиса бунтовать не стало и заблокировало блог Навального, хотя в каждой из записей ЖЖ последнего указывалось, что сообщения готовит не он, а сотрудники Фонда борьбы с коррупцией и его жена Юлия Навальная.

Но это не спасло «Живой журнал» от проблем: следом в администрацию ЖЖ посыпались жалобы от пользователей, у которых возникли сложности с доступом к LiveJournal — домен, несмотря на блокировку блога оппозиционера, ненадолго попал в реестр запрещенной информации.

Регулярная блокировка Живого журнала Навального продолжалась несколько месяцев, позднее Генпрокуратура разъясняла газете «Ведомости», что доступ к блогу оппозиционера был закрыт из-за обнаружения в размещенных там материалах призывов к участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. 31 июля 2014 года блог переехал на сайт navalny.com.

Грани.ру, kasparov.ru, ej.ru.

Причина: все три сайта были заблокированы в тот же день, когда Роскомнадзор и Генпрокуратура впервые закрыли доступ к блогу Навального, 13 марта 2014 года, — «за призывы к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».

Где еще можно найти подобную информацию: Forbes затруднился ранжировать оставшиеся новостные ресурсы по степени их оппозиционности.

«Грани.ру» существует уже 15 лет, это интернет-издание, публикующее оппозиционные статьи, материалы в поддержку политзаключенных, а также обзоры и анализ политических событий в России и мире.

Вместе с «Грани.ру» был заблокирован онлайн-проект оппозиционера Гарри Каспарова и закрыт доступ к еще одному оппозиционному интернет-изданию «Ежедневный журнал», образованное в 2004 году командой бывших сотрудников «Еженедельного журнала» (многие из них ранее работали в журнале «Итоги» — до перехода последнего под контроль «Газпрома»).

Жалобы руководителей запрещенных ресурсов на Генпрокуратуру и Роскомнадзор, поданные в суды, были отклонены. В мае 2014 года международная правозащитная организация Amnesty International начала кампанию в поддержку сайтов, заблокированных 13 марта, а почти через год во Всемирный день борьбы с цензурой в интернете, международная организация «Репортеры без границ» начала кампанию Collateral Freedom («Залог свободы»), в рамках которой были созданы зеркала девяти сайтов, запрещенные властями 11 стран. Среди российских сайтов из «черного списка» Роскомнадзора были избран «Грани.ру». У «ЕЖ» также есть свое «зеркало».

«Хабрахабр».

Причина: описание способа самоубийства в одном из оставленных пользователем комментариев.

Где еще можно найти подобную информацию: только русскоязычный Google содержит 328 000 ответов на вопрос «Как совершить самоубийство». В «Яндексе» таких ответов 2 млн, в том числе сайты типа «не-хочу-жить.рф».

Крупнейший ресурс сообщества IT-специалистов «Хабрахабр» попал в реестр запрещенных сайтов в октябре 2013 года. Одна из страниц «Хабрахабра» оказалась в «черном списке» за комментарий к статье «Роскомнадзор и ЛБИ разработали критерии оценки запрещенной информации в интернете о самоубийствах», размещенный пользователем под ником shara. В комментарии была процитирована запись с хостинга чатов chatvod.ru, содержащая описание способа самоубийства, которая до этого уже стала причиной для блокировки chatvod.ru. Shara также давал ссылки на аналогичный материал на сайте порталов livejournal, mail.ru, вконтакте, privet.ru, litrus.net и др. Непонравившийся комментарий был довольно оперативно удален.

«Абсурдопедия».

Причина: статья «Как правильно совершить суицид».

Где еще можно найти подобную информацию: как и в случае с запросом «Как совершить самоубийство», на запрос «Как правильно совершить суицид» и Google, и «Яндекс» предлагают много информации, однако не все это является шутками.

«Узнав о законе 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, данная статья покончила с собой», сообщает ресурс «Абсурдопедия» в статье «Как правильно: Совершить суицид».

«Абсурдопедия» это русскоязычная версия проекта Uncyclopedia, считающаяся пародией на Википедию. Статьи, написанные там энциклопедическим языком, являются шуткой. Но это не остановило Роскомнадзор, в ноябре 2012 года внесший русский раздел Uncyclopedia, располагавшийся на сервисе Wikia, в реестр запрещенных сайтов за статью о том, как совершить суицид (никаких серьезных инструкций в тексте не было). Это привело к временному блокированию всех ресурсов, использующих хостинг Wikia.

Статья была удалена, но энциклопедия — уже на другом домене absurdopedia.net — снова попала в реестр по той же причине. Владелец сайта Эдуард Черненко обратился в суд, однако результатов не добился, а в 2014 году «Абсурдопедия» попала в Федеральный список экстремистских материалов. Причиной на этот раз стала статья «Как правильно: Изготовить дома бомбу» с кулинарными рецептами вместо этого. Сейчас над ней висит уведомление, что материал внесен в Федеральный список экстремистских материалов решениями Пятигорского городского суда от 4 июня 2013 года и Советского районного суда Ставропольского края от 5 февраля 2014 года. Сайт был заблокирован двумя провайдерами Пятигорска.

«Луркоморье».

Причина: выявление нескольких страниц, по мнению Роскомнадзора, содержащих пропаганду наркотиков.

Где еще можно найти подобную информацию: после первой блокировки «Луркоморья» доктор юридических наук, профессор и заведующий кафедрой служебного и трудового права филиала РАНХиГС Сергей Чаннов писал в журнале «Власть», что «при использовании такого подхода под запрет можно подвести все энциклопедии, медицинские, биологические, химические и иные справочники, содержащие информацию о наркотических и психотропных веществах».

«Луркоморье» — это тоже неформальная интернет-энциклопедия, но в отличие от «Абсурдопедии» ресурс информативен. Авторы «Луркоморья» не стеснялись мата, хоть и «не гордились им», предупреждалось на страничке ресурса, который в 2013 году входил в 3000 самых популярных сайтов мира. На конец августа 2015-го энциклопедия насчитывает 6901 статью.

Впервые IP-адрес «Луркоморья» был внесен в реестр запрещенных сайтов по решению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), причиной стало выявление «ряда страниц, содержащих информацию, которую можно квалифицировать как пропаганду наркотиков», объяснял представитель службы. Попалось «Луркоморье» на статьях «Дудка» и «Конопля. Способы употребления».

Основатель «Луркоморья» Дмитрий Хомак говорил, что предписаний Роскомнадзора не получал, связаться с контролирующими службами не удалось, а чтобы вернуть «Луркоморье» в онлайн, пришлось сменить IP-адрес.

Следом сайт вносили в федеральный список экстремистских материалов в 2013 году за определения «Адыгея, она же Солнечная Адыгея, Помидорная Республика» в соответствующем материале, а в 2014-ом спецподразделение полиции по борьбе с экстремизмом направило Хомаку запрос об авторах статей о «коктейле Молотова» и Рамзане Кадырове. Хомак, к тому времени эмигрировавший в Израиль, отвечать отказался.

В 2015 году к сайту опять было несколько претензий со стороны Роскомнадзора, и в итоге 22 июня Дмитрий Хомак объявил о переводе проекта в режим консервации. Он объяснил это давлением со стороны ведомства и недостатком финансирования.

Youtube.

Причина: видеоинструкция по подготовке к празднованию Хэллоуина под названием «Как резать вены» была признана содержащей призывы к совершению самоубийства.

Где еще можно найти подобную информацию: «Яндекс» содержит один миллион ответов, как резать вены, а также 17 000 картинок на эту тему. В Youtube первое из 3500 видео по этому поводу называется «‪Видео урок Как резать вены =D PS I love Роспотребнадзор».

В ноябре 2012 года компания YouTube LLC обратилась в Арбитражный̆ суд Москвы с заявлением против Роспотребнадзора, который тогда еще возглавлял Геннадий Онищенко. YouTube просила признать незаконным включение одного из размещенных на интернет-ресурсе видеороликов в реестр запрещенных сайтов. Ролик назывался «Как резать вены» и не содержал в себе призывов к суициду, а был обычным видеоуроком по подготовке специального грима для Хэллоуина, утверждали в видеохостинге. «Роспотребнадзор в неполной мере изучил спорный контент, а также дал ему ошибочную оценку», — пытались доказать представители YouTube в судебном процессе, который стал одним из первых споров по поводу запрещенных сайтов, доведенных до арбитража.

Роскомнадзор, присутствовавший на суде как третье лицо, полностью поддержал позицию ведомства, что ролик «Как резать вены» «содержит информацию о способе самоубийства, а также призывы к его совершению». Экспертная комиссия суда пришла к выводу что эти призывы были лишь «закамуфлированы под инструкцию подготовки к Хэллоуину». В мае 2013 года московский суд отказал YouTube и оставил ролик в реестре запрещенной к просмотру в России информации.

«Цукерберг позвонит».

Причина: предложение в статье, где шла речь о теоретически возможном использовании биткоинов для нелегальных действий.

Где еще можно найти подобную информацию: Google выдает 12 200 ответов на запрос «биткоин нелегальные транзакции», «Яндекс» — 49 000.

Сообщение о том, что портал «Цукерберг позвонит» попал в реестр запрещенных ресурсов, редакция издания получила 28 июля 2015 года, но в причинах разобрались только через два дня.

Претензии Роскомнадзора к изданию о стартапах и инновациях в интернете вызвала статья «Что такое биткоины и кому они нужны?», опубликованная 11 апреля 2013 года. В ней описывались принципы работы криптовалюты. Поводом к попаданию в «черный список» стало решение суда Наримановского района Астраханской области от февраля 2015 года. Зампрокурора района, выступавший истцом, заявил, что статья содержит информацию о легализации доходов, полученных преступным путем. При этом, по мнению самого Роскомнадзора, статья о биткоинах носила информационный характер, и ведомство пыталось выяснить у суда, какая именно часть материала является незаконной, но суд отказался объяснять это.

«Роскомнадзор провел спецоперацию. Наши сотрудники выкопали в недрах астраханской прокуратуры тот самый абзац, в котором говорится о криминальном использовании биткоинов. Редакции надо удалить два предложения, и закон будет исполнен», — похвасталось ведомство 30 июля на своей странице в Facebook. В предложении, к которoму возникли претензии, шла речь о теоретически возможном использовании криптовалюты для нелегальных действий.

Подпишитесь на нас
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с условиями использования