Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
День в истории: 17 маяВступление на престол Петра II, открытие IX летних Олимпийских игр в Амстердаме, катастрофа Ту-104 под Читой и другие события, произошедшие в этот день в истории
Источник: РИА "Новости"

У крымской столицы это будет пятый градоначальник за 7 лет в составе РФ. Четыре из них поменялись за последние четыре года.

Частота смены глав столицы крупного субъекта федерации в целом отражает кадровую ротацию и других уровней крымской власти. Например, в четырех министерствах РК по усредненной статистике руководители также меняются раз в год. В чем причины столь частой смены руководителей и каковы возможные пути ее решения — в материале РИА Новости Крым.

70 министров за семь лет

За семь лет в российском Крыму сменилось порядка ста чиновников руководящего звена — вице-премьеры, министры, главы госкомитетов и других ведомств. Это без учета их заместителей, глав администраций, директоров госпредприятий и других управленцев рангом ниже. Кадровые перестановки продолжаются и сейчас, хотя в последний год их интенсивность уже не столь высока как раньше.

На посту министров за семь лет побывало почти 70 человек. «Рекордсменом» в этом плане является министерство транспорта РК — за 7 лет 8 руководителей. Нынешний министр экономического развития РК — седьмой по счету глава ведомства. В Минздраве и МинЖКХ руководители сменялись по шесть раз.

Министерская ротация коснулась наиболее сложных и проблемных для российского Крыма отраслей. В сфере транспорта нужно было полностью перестраивать логистические потоки, наводить порядок в пассажирских перевозках и — главное — наладить своевременный и качественный ремонт дорог уже по российскому законодательству. С последним более-менее наладилось благодаря скорее закреплению всех дорожных подрядов за крупными и системными структурами («ВАД», «Центродорстрой», Крымавтодор). Ключевая задача в экономике — привлечение в попавший под жесткие санкции регион инвестиций, формирование понятных и прозрачных для инвесторов правил игры, развитие малого и среднего предпринимательства, создание точек роста для экономики будущего. О здравоохранении и жилищно-коммунальном хозяйстве говорить еще сложнее. Такого количества проблем, обусловленных в том числе тяжелым украинским наследием и переходом на российские стандарты, усугубленных еще и пандемией, наверное, нет ни в одной другой сфере в Крыму.

Исходя из приведенной выше статистики, каждый чиновник руководил ведомствами, отвечающими за самые сложные направления, в среднем плюс-минус 1 год. За такое время даже опытному управленцу сложно решить текущие задачи, не говоря уже о стратегических.

Проблема не только в непрофессионализме отдельных кадров и сложностях переходного периода.

Ряд чиновников высокого уровня погорели на коррупции. Одно из самых громких дел связано с бывшим вице-премьером Виталием Нахлупиным. Он обвиняется в получении взяток в сумме более 16 млн рублей за обеспечение побед определенных фирм на аукционах по госзакпукам. Его дело сейчас рассматривает Лефортовский суд Москвы. Еще одного бывшего вице-премьера Крыма Олега Казурина в 2018 году приговорили к 11,5 годам тюрьмы за взятку в 27 млн рублей. В свое время за коррупцию в тюрьму угодили экс-мэры Феодосии, Керчи и Красноперекопска, под следствием остается глава администрации Ленинского района. Уголовные дела заводили на мэров Симферополя и Ялты, а бывшему градоначальнику Евпатории Андрею Филонову, признанному виновным в превышении полномочий, недавно ужесточили наказание — с 3 лет 8 месяцев колонии-поселения до 6 лет 6 месяцев колонии общего режима.

«Всегда в поиске команды»

Причин кадровых проблем множество. Среди них — смена ряда значимых персон крымской политики при одновременном сохранении влияния представителей местных элит еще украинского периода, отмечает политолог, член Общественной палаты республики Денис Батурин.

По мнению политолога, кадровые перестановки и отставки обусловлены и тем, что на ряде должностей оказались люди без опыта, а люди с опытом оказались в новых условиях российской политики и законодательства. Это приводило к ошибкам и несоответствию новым реалиям как первых, так и вторых. Ситуация для чиновников усложнялась и резко возросшим уровнем ответственности и задач, в частности, выполнением ФЦП, на которую пошли миллиарды рублей из федерального бюджета, а соответственно -высокие требования к исполнению программы.

Даже сам глава республики Сергей Аксенов расстраивался от кадрового потенциала Крыма. Если в 2015 году он говорил, что в РК есть свои компетентные управленцы, а в федеральных кадрах нуждаются всего несколько министерств, то уже через два года на своей странице в Facebook он сетовал: «Если бы у нас была скамейка запасных, состоящая сплошь из профессионалов, прошедших серьезный жизненный путь и готовых мгновенно приступить к реализации вопросов, то многое в Крыму было бы совсем иначе, с другими результатами. К большому сожалению, ситуация обстоит не так. Кадровая скамейка практически пуста…»
Политологи добавляют, что глава республики «всегда занят поиском команды, которая его бы удовлетворяла». Часто он сам говорит, что расстается с человеком, потому что не видит ярких результатов его работы.

Кадровые «инъекции» с материка

В условиях дефицита профессиональных управленцев, умеющих быстро и эффективно перестроиться под новые правовые и номенклатурные реалии, напрашивается привлечение опытных специалистов с материка. Но широкого применения практика в республике не получила, а «варяги» на высоких должностях, как правило, долго не задерживались.

Соотношение крымских и материковых кадров в верхушке исполнительной власти РК (вице-премьеры + министерства + госкомитеты) сегодня составляет примерно 80 на 20 в пользу местных.

Привлечение кадров в республиканскую власть из других регионов в большей степени себя не оправдало, полагает Денис Батурин.

«Ключевые посты занимают крымские политики, которые хотят работать со своими людьми. Материковые же политики, получив назначение в Крыму, пытались притянуть свои материковые интересы в сферы своего влияния. Это приводило к столкновению с интересами региональной элиты или носило коррупционный характер. Так что качество управленцев из других регионов часто оставляло желать лучшего», — поясняет политолог.

Руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества, социолог Наталья Киселева также относит к причинам профессиональный уровень самих приезжих чиновников.

«Этот уровень не всегда позволяет справиться с ворохом проблем, которых в Крыму и Севастополе — опять же из-за исторической специфики — больше, чем в других российских регионах. Хотя во всех регионах есть свой список проблем, — добавляет эксперт. —  На мой взгляд, кадровая политика в том случае будет успешной, если она строится на сочетании учета профессиональных заслуг и моральных качеств государственных и муниципальных служащих».

Периодически вспыхивали слухи и о возможных кадровых заменах в самых верхах крымского руководства. Однако если такие сценарии Москва и рассматривала, в силу ряда причин (заслуги лидеров региона, большой кредит доверия, позитивные изменения в Крыму и т. д.), они не были реализованы. Крым по-прежнему имеет для России и ее президента особое значение.

Сегодня на вооружение взят принцип четкого и систематического контроля со стороны федерального центра. Наиболее наглядно это демонстрирует ситуация с решением водного кризиса и реализацией ФЦП. Задачи кураторства возложены на вице-премьера Марата Хуснуллина и замглавы Минэкономразвития Сергея Назарова. Оба постоянно следят за ситуацией, регулярно проводят совещания с руководством Крыма и сами приезжают в регион. Такой подход помогает преодолеть ряд возможных негативных моментов, но не решает проблему дефицита эффективных управленцев на месте.

Специалисты будущего и задачи настоящего

По мнению главы Крыма Сергея Аксенова, проблему нехватки профессионалов в органах власти поможет решить программа подготовки управленческих команд. Проект реализуется Финансовым университетом при Правительстве РФ по заказу Минэкономики Крыма в рамках ФЦП. В рамках образовательной программы, которая стартовала в декабре прошлого года, 750 слушателей из числа государственных и муниципальных служащих, включая руководителей высшего уровня Крыма, проходили обучение в Финансовом университете, участвовали в тренингах и деловых играх, готовили проекты стратегического развития РК. Лучшие проекты будут реализованы на практике, а их авторы получат возможность занять государственные должности.

«Проектов много, команды замечательные. В Крыму в муниципальных и республиканских органах власти работают много талантливых ребят, которые не боятся принимать решения и нести за них ответственность. Крыму нужны молодые люди, которые хотят изменений к лучшему на благо нашей республики, жаждут познаний и движения вперед»
отметил Аксенов

Подготовка молодых управленческих кадров — дело, безусловно, важное и нужное. Но это работа на перспективу, а выполнять масштабные задачи и «дотягивать» Крым до общероссийского уровня нужно сейчас. Эти задачи в целом не изменились с 2014 года, разве что теперь выполняться они должны легче за счет уже реализованных крупных инфраструктурных проектов, таких как Крымский мост, трасса «Таврида», Таврическая ТЭС, новый аэропорт в Симферополе.
По мнению Натальи Киселевой, нет какого-то одного пути решения проблемы, поскольку она носит комплексный характер.

«Уверена, такая проблема существует не только в Крыму, но и в ряде других российских регионов. У нас, наверное, она стоит острее в силу объективных причин. В том числе из-за “потери” для Крыма и Севастополя 23-х лет в процессе систематической подготовки кадров, потому что кадровая политика в России и на Украине имеет отличия», — убеждена социолог.

Денис Батурин видит решение кадровой проблемы в Крыму в том, чтобы подбираемые на должности соответствовали уровню задач и ответственности.

«Вот главный принцип, а не только рекомендации и лояльность», — убежден эксперт.

Возрастное ограничение 18+
Подпишитесь на нас
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с условиями использования