Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
Источник: Кun.uz

Проект предлагаемого закона прямого действия направлен на усиление защиты прав и законных интересов владельцев земельных участков, совершенствование порядка изъятия земельных участков для общественных нуждна условиях компенсации, предупреждение, а также эффективное разрешение споров, которые могут возникнуть в данной сфере. С полным текстом проекта закона можно ознакомиться здесь.

Как сообщили в пресс-службе Минюста, документ направлен на усиление защиты прав и законных интересов владельцев земельных участков, совершенствование порядка изъятия земельных участков для общественных нужд на условиях компенсации, предупреждение, а также эффективное разрешение споров, которые могут возникнуть в данной сфере.

Почему возникла необходимость разработки отдельного закона?

Изъятие земельных участков для общественных нужд, а также снос объектов, расположенных на изъятом земельном участке, является актуальной проблемой во многих странах, отсутствие должного правового регулирования данных вопросов зачастую вызывает недовольство населения.

Ряд вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд в нашей стране, урегулирован положением О порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке, утвержденным на уровне постановления правительства и вступившим в силу с 1 января 2020 года.

Однако все еще имеются некоторые вопросы, которые необходимо решить на уровне закона для усиления имущественных прав физических и юридических лиц при изъятии земельных участков для общественных нужд.

Стоит отметить, что Земельный кодекс также не содержит положений, определяющих конкретные процедуры и механизм изъятия земельного участка или его части для общественных нужд.

Зарубежный опыт в сфере изъятия земельных участков для общественных нужд показывает, что такие важные социально-правовые отношения урегулированы именно на уровне закона.

К примеру, подобные законы приняты в Японии, Южной Корее, Швеции, Финляндии, Эстонии, а также в ряде других государств.

Общественные нужды подлежат точному определению

В данном законопроекте применяется только словосочетание общественные нужды, при этом исключается укоренившаяся в правовой системе страны понятие государственные и общественные нужды.

Если не закрепить конкретное определение понятия общественные нужды, то это приведет к попыткам различного толкования данного понятия, в том числе толкования частных или коммерческих нужд в качестве общественных.

По этой причине в законопроекте предусматривается исчерпывающий перечень конкретных оснований, при которых земельные участки могут быть изъяты для общественных нужд, исключены такие размытые положения как другие случаи.

Самое важное исключается такое основание для изъятия земельного участка, как осуществление инвестиционных проектов, и инвестор теперь не может выступать в качестве инициатора изъятия земельного участка.

В случае принятия закона, изъятие земельного участка значительно усложнится

Законопроект потребует от инициатора осуществить процедуру, состоящую не менее чем из 6 этапов, включая открытое обсуждение с собственниками, прежде чем может быть принято одно лишь решение об изъятии земельного участка.

Только после этого, если местные кенгаши определят, что инициатива изъятия земли служит общественным нуждам, инициаторы могут вступить в переговоры с собственниками и до тех пор, пока не будет получено согласие каждого из них, компенсация не будет предоставлена в полном объеме и объекты недвижимости не будут полностью освобождены, никто не сможет говорить о сносе.

Не допускаются действия, препятствующие правообладателю беспрепятственно распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе отключение жилого помещения от средств коммуникации, блокирование доступа к недвижимому имуществу, создания условий для воспрепятствования достойной жизни правообладателя с целью принуждения его к подписанию договора в случае не достижения с ним соглашения.

Процедуры будут проходить в условиях беспрецедентных стандартов прозрачности

В целях обеспечения законных интересов граждан, а также прозрачности в данной сфере проект закона устанавливает следующие беспрецедентные стандарты относительно проведения открытого обсуждения инициативы изъятия земельного участка для общественных нужд:

 — обеспечение инициатором обязательной аудио- и видеозаписи процесса проведения открытого обсуждения;.

— организация открытого обсуждения с обязательным участием средств массовой информации, участие которых обеспечивается инициатором;.

 — необходимость проведения открытого обсуждения вблизи места жительства большинства правообладателей;.

 — требование о необходимости участия двух третей правообладателей для того, чтобы открытое обсуждение считалось проведенным;.

 — обязанность инициатора по созданию возможности для онлайн-участия правообладателей в открытом обсуждении.

Кроме того, заседания местных кенгашей по рассмотрению вопроса об изъятии земельного участка будут полностью прозрачными и проводиться с участием СМИ и собственников. Все принятые решения будут опубликованы.

Также устанавливаются конкретные правила предоставления компенсации

Принятие законопроекта послужит решению следующих вопросов:

— установление конкретных правил предоставления компенсации;.

— определяются правила учета социальной нормы при предоставлении иного жилого помещения в качестве компенсации;.

— предусматривается возможность предоставления новых домов (квартир в одном многоэтажном доме), расположенных в одной махалле или улице, в целях создания благоприятных условий для правообладателей и членов их семей, проживающих в одной махалле или улице, а также сохранения культурных ценностей;.

— устанавливается осуществление регулярного мониторинга своевременного предоставления компенсации в полном объеме через единую информационную систему государственного реестра объектов недвижимого имущества.

Решение о сносе недвижимого имущества будет принято не хокимами, а местными кенгашами Законопроектом предусматривается изменение порядка принятия решения о сносе объекта недвижимого имущества, расположенного на изъятом земельном участке, согласно которому данное решение принимается Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским кенгашами народных депутатов, а не хокимами.

Предоставляется возможность освобождения объекта недвижимого имущества в течение шести месяцев после предоставления компенсации.

Принятие решений об изъятии земельных участков для общественных нужд и сносе объекта недвижимого имущества станет возможным только после их рассмотрения органами юстиции и выдачи положительного заключения.

Подпишитесь на нас
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с условиями использования