
13 января 2022, источник: Комсомольская правда
Большой разговор с Антоном Алихановым: Когда отменят QR-коды, достроят онкоцентр и вырастут зарплаты
Во время трехдневного тура по области губернатор ответил на десятки вопросов. Мы выбрали главное.
В трехдневный вояж по Калининградской области Антон Алиханов за рулем своего «Фольксвагена» отправился накануне Рождества. Компанию губернатору составили представители «Комсомолки», портала Rugrad, зеленоградской газеты «Волна» и паблика «Янтарный ДЛБ». Побывать мы успели практически везде — и на морском побережье, и у польской границы, и в Балтийске на западе, и в Нестерове на востоке.
Поездка стала отличной возможностью поговорить с губернатором на самые разные темы. За время нашего путешествия Антон Алиханов ответил на десятки вопросов, которые задавали мы с коллегами журналистами, подписчики в соцсетях и просто жители области, встречавшиеся нам в городах и весях. Большая часть ответов прозвучала в прямом эфире в губернаторском Инстаграме. Сегодня мы публикуем наиболее интересные и важные, на наш взгляд, высказывания губернатора.
О пандемии и QR-кодах
— Заболеваемость коронавирусом сейчас сильно ниже [чем раньше], число коек мы сокращаем. И лекарства есть, и кислород, и оборудование. Все зависит от нашей сознательности: будем прививаться и правильно себя вести, значит, победим коронавирус. Не будем — рискуем опять вернуться [в ситуацию кризиса]. У нас в стране по сравнению с 2019 годом прирост смертей превышает 700 тысяч. Это просто ужас!
Мы вводили QR-коды с одной лишь целью — чтобы люди вакцинировались, и у нас снижалась заболеваемость и смертность. И мы добились результата. И пока мы не выйдем на тот уровень вакцинации, который нам нужен, при том, что будет сохраняться достаточно высокая заболеваемость, мы отказываться от этого не будем. К счастью, у нас пока идет снижение темпов заболеваемости и параллельно растет число вакцинированных, поэтому в какой-то обозримой перспективе QR-коды отменим. Я не собираюсь сохранять эту систему на годы, но мне нужен наш общий коллективный результат и уровень ответственности. Понимаете, о чем я? Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. А свобода другого начинается на улице или в торговом центре, где его могут заразить и он может умереть.
Об онкоцентре
— Хорошая новость про онкоцентр — это то, что он строится. Я там уже два раза в неделю нахожусь. Генподрядчик отдельные виды работ затягивал и не организовывал так, как надо. Приходится порой довольно жестко разговаривать. Проект не идеальный, его переделывали, и вообще стройка — это постоянная борьба. Но как бы то ни было, объект будет построен в этом году, контракт у генподрядчика до конца мая. Возможно, пару месяцев он себе добавит. В любом случае онкологический центр должен открыться в этом году.
О бюджете…
— Собственные доходы областного бюджета выросли на 45 процентов. На это повлиял экономический рост. И выросла собираемость налогов. Кое-где, кое-что «закрутили», но при этом не отменяя особо региональных льгот.
…и зарплатах
— Теперь о зарплатах. В Домново Правдинского района, как мы видели, ищут помощника монтера с зарплатой от 50 тысяч рублей. Монтер получает от 70 тысяч рублей. Разговаривали с девушками в кафе в Железнодорожном. У них месячная зарплата тысяч 40. Для девочки 19 лет вполне нормально. В области уже есть конкуренция зарплат между предприятиями, и это хорошо. Несмотря на то, что количество занятых в экономике растет, все равно людей не хватает. Бизнес жалуется на это. В сфере услуг, в строительстве и прочих отраслях. Не так давно у нас из минприроды «увели» парня, молодого специалиста. У него была зарплата в правительстве 25 300, но он говорит: «Я в ресторане “Пармезан” официантом зарабатываю сороковник». Это кажется смешно, но это правда.
Словом, для людей трудоспособного возраста найти работу проблемы не представляет. И зарплата не 15−20 тысяч рублей.
О транспорте
— Есть несколько концепций развития городского транспорта. Мы долго изучали вопрос с электробусами и решили, что пока они для нас не являются оптимальным вариантом. Есть определенные нарекания, к тому же, электробус иногда стоит в два раза больше, чем самый навороченный автобус. Мы не можем себе позволить такие [дорогие] эксперименты. Если доработают до приемлемой цены, то будем переходить на электробусы.
Пока мы выбрали газомоторный формат. В этом году «Калининград-Гор Транс» закупит 16 автобусов на газомоторном топливе и дальше ежегодно будет приобретать еще по 16−20 штук. Мы решили отказаться от схемы с лизингом и перейдем к формату прямой закупки. Город растет и нужно расширять мощности. В феврале произойдет полная замена подвижного состава трамваев, уже идет подготовка водителей.
Транспортная схема, к сожалению, всегда будет неоптимальной. У нас сейчас стоит задача сделать как в Москве, где есть карты на 90 минут, в течение которых можно пересаживаться с одного вида транспорта на другой и не покупать каждый раз новый билет. С учетом размеров Калининграда нужна будет, наверное, карта не на 90, а на 60 минут. В «Гор Трансе» это сделать можно и нужно уже в 2022 году. Прорабатываем также проект региональной транспортной карты, которая будет сопрягаться с городской картой. Она будет рассчитана, в том числе на тех, кто живет в пригородах Калининграда. Действие карты можно распространить на рельсобус, который мы тоже планируем активно развивать как часть городского транспорта.
О мостах…
— Заканчивается проектирование продолжения Восточной эстакады до улицы Дзержинского. Уже строится автомобильный мост через Преголю. Железнодорожный мост [который будет рядом] уже законтрактован. Будет по сути одна строительная площадка, один и тот же подрядчик. Плюс — планируется строительство большого моста через Калининградский залив.
Что касается пешеходных мостов на остров Канта, то идет перепроектирование моста от Ластадие, в августе начнем его строить. Второй пешеходный мост [от здания бывшей биржи] проектирует благотворительный фонд «Благоустройство и взаимопомощь». Собственно этот же фонд делал реконструкцию улицы Баранова и фонтан возле Музея изобразительных искусств.
…и о портах
— Подрядчики Росморпорта уже приступили к работам по строительству порта в Пионерском. Проблемы с его строительством зачастую в 44-м федеральном законе, который не всегда позволяет выявлять неблагонадежных подрядчиков. Сейчас история сдвинулась, есть ФГУП, который приступил к проекту.
Если говорить о других перспективных портах, то я лично против порта в Янтарном. Я считаю, что задача загрузки наших портовых мощностей будет решаться другими способами: реконструкцией Морского канала, расширением порта в Балтийске — там есть еще порядка 100 гектаров земли, где можно построить дополнительный терминал. Есть земля вдоль канала… Да, порт в Янтарном есть в перспективной транспортной схеме, но с точки зрения экологического аспекта и любых других понятно, что он там не нужен. У нас есть более нормальные и более дешевые возможности развить портовый комплекс.
Об индустриальных парках
— В индустриальном парке «Храброво» — активная стройка. В этом году из крупных предприятий запустится завод компании «Фармстандарт». Там всего будет 22 завода. Пока места есть, но у нас уже начинается проблема с ресурсами. А в индустриальном парке «Черняховск» уже все зарезервировано под заводы, которые строятся или будут строиться. Там в отличие от парка «Храброво», ориентированного на малый и средний бизнес, появятся крупные предприятия.
О перспективах аэропорта
— Седьмая свобода неба получена. Переговоры с [крупнейшим в мире лоукостером] Ryanair закончены, с остальными западными лоукостерами ведутся переговоры. В руководстве «Храброво» очень довольны результатом. Они уже планируют реконструкцию по увеличению провозных мощностей. В частности, дано поручение по рулежной дорожке — необходимо замкнуть ее, чтобы в два раза увеличить количество взлетно-посадочных операций. Этим летом у нас уже были пики — 16 операций в час.
Почему «Храброво» интересен западным лоукостерам? В Калининграде керосин дешевле, плюс калининградский аэропорт — один из самых быстрорастущих аэропортов России. Лоукостеры нацелены на схему хаба. В последние годы мы очень сильно увеличили число рейсов. Прилететь в Калининград, побыть здесь, затем достаточно дешево полететь в Европу, почему нет? Это та схема, которая могла бы работать.
О немецком наследии
— Это наши трофеи. Если ты захватил трофейный «Мерседес», ты же не разбиваешь его с ненавистью. С другой стороны, мы должны перестать вздыхать над старым кирпичом и начать зарабатывать на нем деньги. Если жители других регионов платят деньги за то, чтобы посмотреть на старину, калининградцы должны на этом зарабатывать.
Об охране и восстановлении памятников
— У нас три направления по восстановлению памятников. Первое — коммерческое. Это «Понарт», мельница в Железнодорожном, форт № 3, замок Рагнит и некоторые другие проекты. Мы кредитуем их [предпринимателей, которые занимаются восстановлением] под ноль процентов, даем деньги на 15 лет и 50 процентов списываем, если они за 5 лет успевают восстановить.
Второе направление — это то, что делает [директор Музея Мирового океана] Светлана Геннадьевна Сивкова вместе с фондом «Благоустройство и взаимопомощь». Они сделали краудфандинговую платформу, собирают деньги [на восстановление объектов культурного наследия].
Третье — это благотворительная программа, просто собирают деньги на восстановление 10 объектов. Но, к сожалению, не очень резво все это идет.
Нужно понимать, что объект культурного наследия имеет вокруг себя много рабочих мест малого и среднего бизнеса. Например, польский Мальборк, вокруг которого 23 ресторана в зоне 500 метров. А наш пример — сыроварня и ресторан в Немане. Когда предприниматели построили сыроварню и открыли ресторан, стало приезжать в пять раз больше туристов! Раньше один туристический автобус в Немане, сейчас пять. А после того, как в городе начали активно заниматься благоустройством, стало еще больше. Сейчас открывается вторая сыроварня, строится эко-хутор, восстанавливаются и коммерциализируются остатки замка Рагнит. Другие примеры. В форте № 3 будет тоже очень интересно, там откроются гостиница и ресторан. «Понарт» в этом году 5 тысяч квадратных метров площадей планирует ввести…
Большое значение имеет туристический бум. Ведь раскачка региона в плане нашей туристической популярности — это вода на мельницу спасения исторических объектов.
О Доме Советов и застройке центра Калининграда
— Я люблю Дом Советов, но его необходимо разобрать по техническим причинам. По центральной части города будет объявлен новый международный градостроительный конкурс. Мы объявим его по весне, и продлится он, вероятно, три-четыре месяца. Придумаем серьезные награды, чтобы привлечь [на конкурс] ведущих архитекторов. Мы уже понимаем, что на «старой» части [там, где находятся остатки Королевского замка] будет парк. Сам подвалы замка, во всяком случае, частично необходимо музеефицировать.
Сонное течение новогодних каникул внезапно было прервано сообщением губернатора: «Вы готовы поездить со мной по области»? Трудно было отказать Антону Алиханову, мы, разумеется, и не отказали.