Источник: Заксобрание Новосибирской области

Обсуждение мер по повышению устойчивости экономики Новосибирской области и минимизации негативного влияния на нее внешних и внутренних факторов в условиях экономических санкций депутаты начали с заслушивания докладов глав профильных министерств. «Наша задача — это создание условий для ускоренного своевременного и полного исполнения всех взятых бюджетных обязательств, — акцентировал министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. — Если говорить об областном бюджете, он на восемьдесят процентов состоит из социальных обязательств».

По словам главного финансиста области, основное — софинансирование мероприятий федерального плана стабилизации экономики: поддержка рынка труда, малого и среднего бизнеса.

Министр экономического развития региона Лев Решетников напомнил о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве; «замораживании» на год кадастровой стоимости имущества и запланированной маркировки продуктов питания, продлении лицензий и разрешительных документов в сельском хозяйстве, промышленности. Приняты меры по упрощению налогового контроля и порядка доведения бюджетных средств.

«На федеральном уровне были приняты решения в отношении госзакупок-госконтрактов, в том числе, по возможности увеличения цены с целью поддержания бизнеса на территории. Каким образом у нас это будет реализовываться, в первую очередь, в части строительства крупных объектов? Как скоро эти решения будут приняты?» — задала вопрос заместитель председателя комитета Заксобрания Ирина Диденко.

По объектам капитального строительства идет работа с экспертизой, с подрядчиками, пояснил Виталий Голубенко. «Чтобы тот масштаб проблем, который сегодня мы видим, решить, нужно в бюджете дополнительно на 10−15 процентов увеличивать расходы», — дал он предварительную оценку.

Заместитель губернатора Сергей Семка напомнил о решениях федерального центра, принятых во вторую волну пандемии, по стабилизации цен на основные продукты питания. «Такая же работа сейчас ведется с производителями металла, металлостроительной продукции и сталестроительных материалов. Точно такая же», — проинформировал он.

«Планируете ли вы провести инвентаризацию заключенных соглашений ГЧП и концессий с точки зрения статуса актуальности проекта? — задал вопрос депутат Николай Машкарин. — И какие приоритеты в их реализации? Не секрет же, что часть проектов находятся в бумажно-проектной стадии. И, может быть, стоит эти проекты поставить на паузу и ни в коем случае не входить в пересчет финансовых моделей? И, тем более, выплат капитальных грантов? Под эти проекты, под капитальные гранты деньги точно в бюджет заложены. И это, возможно, достаточно существенная статья экономии».

Лев Решетников заметил: реализация текущих программ сохраняется. «Делаем текущие проекты, которые уже начали. После того, как будет оценено удорожание, можно будет прогнозировать», — уточнил он.

Депутат Николай Машкарин сделал еще одно предложение по экономии бюджетных средств: «У нас есть акционерные общества со стопроцентным участием области. И на текущий год тоже достаточное финансирование заложено на эти акционерные общества. На тот же ПЛП — больше 800 миллионов рублей. Насколько необходимо в текущих экономических условиях продолжать инвестиции в эти проекты? Я отнюдь не призываю останавливать развитие, я лишь говорю о каком-то взвешенном, сбалансированном подходе к бюджетным инвестициям», — призвал он.

«Все-таки мы эти объекты строим за федеральные деньги, — прокомментировал Лев Решетников. — Второе: на текущий момент у нас инвесторы там не приостановили реализацию проектов. А будут их заканчивать и вводить. Там блок очень большой, в том числе, по импортозамещению».

«Мы очень много вывозим сырья за пределы нашей области. Мы вывозим пшеницу, вывозим лес, молоко. И все добавленные стоимости от нас уходят», — озабочен депутат Иван Мороз.

Заместитель министра сельского хозяйства Светлана Невзорова прокомментировала: «У нас не хватает действующих мощностей для переработки. Критически важна реализация инвестиционных проектов в этой сфере — в переработке продукции».

Будут ли предприниматься меры по поводу удорожания сельхозтехники? Этот вопрос заинтересовал депутата Сергея Гайдука. «Если в прошлом году “Кировец” стоил восемь миллионов, сейчас — 15, — привёл он конкретный пример. — Может, появятся финансы, чтобы увеличить компенсацию за технику? Сегодня заводы уже выставляют технику по новой цене, у крестьян шок».

«С Министерством сельского хозяйства Российской Федерации отрабатываем в части расширения лимитов по инвестиционным кредитам», — ответила Светлана Невзорова.

Заместитель председателя бюджетного комитета Заксобрания Валерий Червов призвал не беспокоиться «в общем», а формулировать конкретные предложения. И заострил внимание на удорожании стоимости строительства жилья и социальной инфраструктуры с одновременным падением доходов населения и высокими темпами инфляции. «Кто пойдет покупать жилье? Это катастрофа!» — выразил он обеспокоенность судьбой строительной отрасли.

Меры по поддержке экономики области, которые формулирует комитет, носят системный характер. На этом акцентировала внимание заместитель председателя комитета Ирина Диденко. Она подчеркнула: «Структура экономики потерпит глубокие изменения, и необходимо вести поиск тех отраслей, видов деятельности, по которым будет максимальная отдача. Речь идет о выработке не мер поддержки, как при пандемии, а стимулирующих мер!».

Основные моменты решения комитета огласил его председатель Фёдор Николаев. Депутаты считают необходимым спрогнозировать структуру валового регионального продукта по видам экономической деятельности, прогнозировать индекс объема валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности и детализированную структуру ВРП в обрабатывающей промышленности. В программу развития АПК рекомендуют добавить пункт о стимулировании переработки продукции сельхозпроизводителей, чтобы увеличивать добавленную стоимость и удовлетворить спрос населения. Комитет проводит отраслевые совещания с привлечением деловых объединений и профессиональных сообществ для выработки предложений по поддержке экономики региона, вырабатывает предложения по стимулированию реального сектора экономики в части направленных на решение проблем с разрывом логистических цепочек региональных мер поддержки.

«На смену вопросам с пандемией пришло очень много вопросов экономических, — резюмировал Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. — Мы ведем работу, чтобы обращаться в федеральные органы, в Правительство. Консолидируем все предложения, чтобы выходить на уровень Федерации. Эти вопросы прошли практически по всем комитетам. Совместно с Губернатором Андреем Александровичем Травниковым обсудили первоочередные меры на встрече в Колывани с руководителями предприятий сельского хозяйства. Завтра будет встреча со строителями. Такие мероприятия идут сейчас в рабочем режиме. Все хотят услышать, что будет здесь, у нас, каков ближайший сценарий! Нацпроекты, ГЧП и концессии — это разные вещи. Нацпроекты мы обязаны достроить! А все остальное — если пойдем под 25 процентов, как сегодня банки кредитуют, по проектам ГЧП и концессиям, вы понимаете, что будет… Необходима ревизия инвестпроектов. Просьба ко всем — и к депутатам, и к министрам — действовать совместно. Надо продвигаться дальше. Надо ускорить все процессы. Вопрос в том, чтобы выработать системный подход».

Подпишитесь на нас