Суть вносимых изменений пояснили заместитель директора департамента МФ Умид Хамроев и эксперт «Нормы» Жорилла Абдуллаев.
1. Изменения и дополнения в Таможенный кодекс.
1) Согласно статье 289 ставки таможенных пошлин и налогов устанавливаются президентом Республики Узбекистан.
Предлагается убрать из этой нормы упоминание налогов, так как ставки НДС и акцизного налога при перемещении товаров через таможенную границу уже установлены в НК.
2) В соответствии со статьей 296 юридическим и физическим лицам могут предоставляться тарифные льготы, льготы по уплате НДС, акцизного налога и таможенных сборов в соответствии с ТамК, иными законами, а также решениями Президента.
Теперь льготы по таможенным платежам (за исключением таможенных сборов) будут предоставляться только Таможенным кодексом, Налоговым кодексом и другими законодательными актами.
3) Согласно статье 297 льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляется в отношении товаров, приобретаемых юридическими лицами в рамках проектов, реализуемых в Узбекистане полностью или частично за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, по международным договорам Республики Узбекистан.
В статью вносится ограничение: данная льгота не будет распространяться на товары, приобретаемые за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых организаций и иностранных государственных финансовых организаций, рефинансируемых или рекредитуемых через коммерческие банки Узбекистана.
2. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс.
1) Согласно статье 369, не включаются в состав совокупного дохода по НДФЛ доходы, полученные в результате трудовой деятельности самозанятых лиц.
В целях обеспечения трудоустройства студентов в данный пункт внесены уточнения. Они предусматривают, что к доходам, полученным в результате трудовой деятельности самозанятых лиц, относятся и доходы от предоставления созданных при высших учебных заведениях платных спортивных секций, учебных курсов и иных образовательных услуг.
2) В статье 382: в целях улучшения деловой среды и создания условий для устойчивого экономического роста за счет развития частного сектора уменьшается ставка НДФЛ — с 20% до 12% — по доходам (по трудовым договорам (контрактам), договорам ГПХ и другим доходам) физлиц — нерезидентов Узбекистана, полученным от источников в Узбекистане.
3) В статью 389 вносятся изменения, предусматривающие, что все налоговые агенты — юридические лица Узбекистана, в том числе — имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения с численностью работников более 25 человек, представляют налоговую отчетность по НДФЛ в отношении работников этих филиалов и (или) обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких филиалов и (или) обособленных подразделений.
Раньше данное положение не распространялось на крупных налогоплательщиков, которые сдавали указанную отчетность в Межрегиональную инспекцию по крупным налогоплательщикам.
4) Статья 412: при расчете облагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц налогоплательщик вправе произвести независимую оценку стоимости объектов недвижимого имущества, если стоимость 1 кв. м объекта ниже установленной минимальной стоимости. При этом результаты независимой оценки признаются в качестве налоговой базы.
В данном пункте уточняется, что признаются в качестве налоговой базы также результаты оценки, произведенной в последние 2 года.
5) В статью 483 в соответствии с указами президента добавляются новые временные налоговые льготы:
· в целях снижения стоимости завозимых принадлежностей и материалов для медицинских нужд в период с 1 апреля 2022 года по 1 января 2025 года от НДС освобождается ввоз запасных частей и комплектующих к медицинской технике, расходных материалов медицинского назначения по перечням, формируемым в установленном порядке;.
· в целях поддержки женского труда в период с 1 сентября 2022 года по 1 января 2025 года хозсубъекты уплачивают социальный налог (от фонда оплаты труда работающих женщин) по ставке 1% при выполнении следующих условий:
— район деятельности включен в реестр трудоизбыточных сельских районов;.
— общая численность работников — не менее 10 человек;.
— фонд оплаты труда работающих женщин — не менее 50% общего фонда оплаты труда;.
— хозсубъект относится к категории малого бизнеса.