Три мастер-плана из 25 будут представлены на ВЭФ-2022, остальные дорабатываются — Трутнев

Проект развития Владивостока не успел подготовиться к Восточному экономическому форуму.

Источник: PrimaMedia.ru

Мастер-план развития Владивостока вряд ли будет представлен на ВЭФ-2022 (6+). Только три проекта в краткосрочной перспективе попадут на суд президента России Владимира Путина. Об этом сообщил заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев в большом интервью изданию АИФ. Основные тезисы и темы беседы — в обзоре ИА PrimaMedia.

О мастер-планах дальневосточных городов

"Мастер-планы будут разработаны для 25 дальневосточных городов. Изначально в проект было включено 22 дальневосточных города — административные центры дальневосточных регионов, города с численностью населения свыше 50 тыс. человек, а также Тында и Северобайкальск. В декабре правительство в первоначальный перечень добавило еще три города: Большой Камень, Советская Гавань и Корсаков. В настоящий момент работу над мастер-планами ведут 15 городов и две городские агломерации. В сентябре на Восточном экономическом форуме будут выступать три территории, отобранные жюри. Это Петропавловск-Камчатский, Улан-Удэ и Магадан.

Определялись мастер-планы преимущественно по экономической эффективности, то есть по соотношению того, какие деньги надо проинвестировать и какой будет результат для людей. Но это мастер-планы, которые мы делаем в соответствии с поручением президента Владимира Владимировича Путина и обязаны ему доложить на ВЭФ. Если президент одобрит отобранные мастер-планы, то на основании этих документов будут разрабатываться проекты, а следующий этап — уже строительство по этим утвержденным проектам, то есть будут создаваться новые дома, школы, детские сады, дороги и другие объекты, чтобы люди жили в комфортных условиях. Те проекты, которые не были отобраны для презентации на Форуме, будут дорабатываться. После этого мы будем докладывать и утверждать мастер-планы, работа по улучшению качества жизни продолжится.

Об энергетических потребностях

"Многие десятилетия страна вкладывала в дальневосточные территории меньше, чем в центральную часть, и образовался разрыв в качестве жизни. На Дальнем Востоке есть отставание по качеству медобслуживания (это первый вопрос, который ставят дальневосточники), по качеству дорог, по энергосетям. Например, в последние годы в дальневосточных регионах стартовали несколько тысяч инвестпроектов, так пришлось в них энергетику практически вручную собирать. Чтобы обеспечить Баимское месторождение на Чукотке энергетикой (а оно считается одним из самых перспективных в мире), мы туда направим плавучую атомную станцию, потому что там энергетики нет. И таких территорий довольно много, где надо думать, где взять генерацию, откуда дорогу провести. Много лет обсуждается строительство в Якутии моста через Лену. Заперт Владивосток, и проект кольцевой автодороги для города очень важен. Проект дорогой, но иначе Владивосток будет стоять в пробках, а туда сегодня 70% инвестиций идет.

О транзите через Дальний Восток

Сейчас на территории Дальнего Востока необходимо создать транзитные потоки для обеспечения полного объема российского экспорта. Потому что у нас сегодня все предприятия, даже которые работали на Европу, все развернулись на Дальний Восток. Но провозных мощностей недостаточно. Мы по результатам этого года оценочно не вывезем 100 млн тонн груза. Коллеги считали, что это порядка 2 трлн рублей, потерянных для экономики страны. Поэтому, конечно, будем на Форуме поднимать вопросы, связанные с модернизацией БАМа и Транссиба".

О технологическом суверенитете

На Дальнем Востоке реализуется более 2,7 тыс. инвестиционных проектов. Это только те инвесторы, которых удалось привлечь за счет господдержки — преференциальных режимов ТОР, свободного порта, субсидии на строительство инфраструктуры. Значительная часть из них, где-то около 25%, столкнулась с сложностями в реализации из-за отказа иностранных партнеров в поставке оборудования и техники. На мой взгляд, это разрушает доверие в экономическом сотрудничестве и будет иметь долгие и крайне неприятные последствия. Но это не только препятствия, мы должны рассматривать сложившуюся ситуацию для нашей страны не только как проблему, но и как возможность. Потому что это даст нам шанс научиться самим строить то, что мы раньше закупали за границей. Например, в горно-шахтном оборудовании ничего сложного уровня синхрофазотронов нет. Есть горнопроходческий комбайн, есть карьерный самосвал — все это технологически возможно делать в России. Это надо научиться самим делать. Или второй пример — перевозки сжиженного природного газа. Нам нужно криогенное оборудование, двигатели для судов большой мощности. Много таких вызовов совместно с Минпромторгом прорабатываем, и я очень надеюсь, что мы действительно сможем пройти эту часть истории, став сильнее.

О Севморпути

«Предстоит еще много работы, чтобы этот план был выполнен, и Северный морской путь состоялся как современный глобальный транспортный морской коридор. Да, климатические изменения расширяют период, когда суда смогут проходить без ледокольного сопровождения. Но нужно построить 46 судов вспомогательного флота: аварийно-спасательных и обслуживающих. Ледоколов надо десять, а строится пока только четыре. Строятся ледоколы не месяц и не год. Спутников в программе четыре. Надо построить несколько терминалов, несколько портов реконструировать. И с каждым новым ледоколом, судном сопровождения, спутником будет провозиться большее количество грузов, а Северный морской путь будет становиться безопаснее, проходимее, привлекательнее».