В МАРТ рассказали, как теперь в Беларуси будут формироваться цены на товары

В Беларуси утверждена новая система регулирования цен, которая распространяется на 370 товарных групп. Как она будет действовать и повлияет на установления цен на товары, в эфире телеканала «Беларусь 1» рассказали представители МАРТ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Источник: Минск-новости

Документ принят правительством с тем, чтобы ограничить необоснованное посредничество и стабилизировать ситуацию на рынке. Постановление охватывает деятельность всех участников рынка — от производителей и импортеров до реализаторов продукции и затрагивает более 90% позиций, включаемых в потребительскую корзину белорусов. Исключение составляют те товары, которые уже регулируются другими документами, — лекарства, топливо, алкогольная и табачная продукция. Кроме того, новый механизм не касается цен в сфере услуг — к примеру, ЖКХ, транспорта или образования.

Повышение отпускной цены для производителя возможно только после согласования с госорганами — Мингорисполкомом или областными исполкомами. При этом на новый товар согласовывать цену не нужно: ее может установить производитель самостоятельно. По словам замдиректора по информационному обеспечению Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Натальи Яковлевой, новой продукцией может считаться та, которую производитель изготавливает для себя впервые. К примеру, если предприятие не выпускало ранее молоко, это для него новая продукция. А вот если молоко производилось, но другой жирности, эту продукцию считать новой нельзя.

Для импортеров введены предельные надбавки, которые нельзя превышать вне зависимости от количества посредников в логистической цепочке.

«Мы ввели жесткое ограничение надбавки импортера. Вот у тебя максимальная надбавка импортера, в нее вкладывайся. Это твои операционные расходы по привозке товаров, по растаможке и прочее. А выше этого ты уже не сможешь, закладывая некие там эфемерные риски свои необоснованные вот в эту цену», — подчеркнул министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Алексей Богданов.

Кроме того, новые правила направлены на пресечение действий так называемых «серых» схем по бартеру, которые также могут повышать конечную стоимость товара. Такие операции можно будет проводить исключительно внутри холдинга и после согласования с профильными органами.

Как отметили в МАРТ, в случае повышения цены ответственность ляжет на всех участников цепочки — от магазина до производителя, в зависимости от того, на каком этапе случился сбой. При этом, если повышение цены вызвано объективными факторами, это нужно будет доказать, предоставив госорганам пакет соответствующих документов.

«Одним из документов, который будет содержаться в требованиях, является маркетинговое исследование — сравнение цен на аналогичный товар, выпускаемый либо самим предприятием, либо иными субъектами, работающими на рынке РБ, — пояснил первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Иван Вежновец. — Немаловажно и сравнение цен с экспортной альтернативой, в том числе поставляемым самим субъектом на внешние рынки. Для того чтобы мы не допускали злоупотреблений, в том числе при поставке продукции по аналогичным товарам на внешние рынки».