В нашей стране последовательно развивается железнодорожная транспортная сеть. В частности, в 2018 году была построена линия «Бухара-Мискин», что сократило путь до Хивы до 242 километров. Учитывая 4,5-кратную эффективность поездов на электрической тяге, продолжается электрификация путей. В последние годы были электрифицированы линии «Карши-Китаб», «Пап-Наманган-Андижан» и «Карши-Термез».
На встрече с жителями Хорезма глава государства отмечал, что в 2024 году будет запущен скоростной электропоезд до Хивы. Этот план включен в инвестиционную программу Узбекистана на 2022−2026 годы. В соответствии с ней началась электрификация железной дороги «Бухара-Ургенч-Хива».
Стоимость проекта составляет 445 миллионов долларов. Из них 270 миллионов долларов будут привлечены от Азиатского банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. В рамках проекта будут электрифицированы 465 километров железнодорожных путей от Бухары до Хивы, построены станции, подстанции и другие объекты.
Скорость движения значительно возрастет. Например, максимальная скорость поездов составит до 250 километров в час. В результате время в пути из Ташкента в Ургенч сократится с 14 до 6 часов, из Бухары в Хиву — с 8 до 3 часов. Это создаст большой комфорт для населения и станет важным фактором в развитии туризма.
Соответственно увеличится и пропускная способность железной дороги. Объем грузоперевозок увеличится до 11 миллионов тонн в год, а количество пассажиров — до 2,3 миллиона человек. За счет движения поездов на электрической тяге будет экономиться 18 тысяч тонн дизельного топлива в год.
Глава государства акцентировал внимание на качестве реализации проекта.
«Наши специалисты накопили большой опыт на прошлых проектах, были привлечены и зарубежные консультанты. Главное — выполнить работы качественно. Чем лучше будет дорога, тем удобнее будет нашему народу, туристам и полезнее для экономики», — сказал Шавкат Мирзиёев.
Хокимам Бухарской и Хорезмской областей поручено организовать придорожный сервис в районах и городах, через которые будут курсировать скоростные поезда.
«Туда, куда приходит железная дорога, приходит культура, оживляется жизнь. Поэтому, так же, как и вдоль автомобильных дорог, необходимо увеличивать количество пунктов торговли и обслуживания на станциях. Еще одна задача — посадка вдоль железных дорог деревьев и кустов, соответствующих пустынному климату. Это положительно повлияет на экологию региона, сделает придорожные полосы привлекательными», — отметил глава государства.
Президент дал указание на запуск, параллельно с текущим проектом, проекта электрификации железной дороги до города Нукуса. В результате время в пути между Ташкентом и Нукусом сократится с 16 часов до 7 часов.
На мероприятии также даны поручения касательно расширения использования восстанавливаемых источников энергии, установки солнечных панелей на зданиях государственных организаций, создания для населения стимулов в этой сфере.