Что нужно знать избирателю, участвуя в выборах губернатора

В сентябре нижегородцы будут выбирать главу региона.

Источник: Время

Предстоящие в этом году в сентябре очередные выборы нижегородского губернатора уже сейчас активно обсуждаются в СМИ и социальных сетях. Политики, политологи, наблюдатели пытаются предугадать не столько результат выборов, сколько процесс их организации и проведения. Интерес профессионалов к предстоящим выборам понятен. Их усилия направлены на решение двух основных задач. Во-первых, и это главное, политтехнологи напоминают о себе и предлагают свои услуги основным участникам. Во-вторых, и это в прямой связи с первой задачей, им нужно подогреть интерес избирателей к выборам, как политическому шоу.

А что надо знать рядовому избирателю, когда он участвует в выборах губернатора? Вопрос не простой. Ответ на него предполагает понимание избирателем самого института губернаторства, историю его развития, знание о хотя бы наиболее значимых успешных губернаторах нашего региона в прошлом и настоящем. Другими словами, надо хорошо представлять круг обязанностей губернатора, его возможности. Также желательно представлять, что мы ждем от работы губернатора после его избрания. Для попытки сформировать осознанное и ответственное отношение к выборам губернатора мы решили опубликовать серию материалов об институте губернаторства в современной России и в Нижегородской губернии, в частности.

С одной стороны, в новой России возрожденный институт губернаторства существует уже более 30 лет. Это время смены одного поколения. Значит, сегодня в России выросло поколение, которое не знает других форм регионального управления, существовавших до возрождения института губернаторства. Одновременно большинство населения России родились и формировались в условиях СССР. Однако и у тех, и у других нет четкого понимания, кто такие губернаторы, какую роль они играют в системе государственного управления современной России. Да и сам институт губернаторства, механизмы его формирования претерпели существенные изменения.

С другой стороны, всё новое — это хорошо забытое старое, в том числе и институт губернаторов в России. Само слово «губернатор» имеет латинское происхождение — gubernator. Отсюда и ложное убеждение многих, что первые губернаторы появились в Римской империи, для управления многочисленными провинциями. Однако римскими провинциями управляли прокураторы, а не губернаторы. Самого известного в истории римского прокуратора, утвердившего смертный приговор Христу, хорошо описал в своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков.

На самом деле, губернаторами изначально называли кормчих — старших офицеров на военных кораблях. Они выверяли курс корабля и выдерживали направление движения. По сути, они играли роль навигаторов.

Губернаторы, как управляющие территорий, стали появляться в эпоху географических открытий и колониальных завоеваний в 16 веке. Они обеспечивали реализацию интересов метрополий.

В России первый губернатор появился с легкой руки Петра I в 1706 году. Им стал друг детства царя Александр Меньшиков. Он возглавил Ингерманландскую губернию. На тот период это была территория военных действий. Шла Северная война со Швецией. Фактически был создан военно-административный округ. А уже в 1708 году, своим Указом Петр разделил государство Российское на восемь губерний: Московскую, Ингермандландскую (затем Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую (в состав которой первоначально вошла и территория будущей Нижегородской губернии), Архангелогородскую и Сибирскую. Соответственно, во главе каждой губернии были поставлены губернаторы. Таким образом, институту губернаторства в России более 300 лет. Правда, был перерыв на советский период. Хотя перерыв достаточно условный. Роль губернаторов, руководителей территорий в период СССР выполняли первые секретари региональных компартий.

В основе административно-территориальной реформы Петра лежит несколько причин.

Как известно, долгое время территории некогда единой Руси были разобщены на множество удельных княжеств. Дети великого Владимира Мономаха нарушили завет отца и в честолюбивом желании быть единоличными правителями, устроили междоусобные распри и войны. В результате русские земли на долгие 240 лет оказались под властью Золотой орды. Сохранить себя, свою культуру русский народ мог только объединившись. Роль объединителя русских земель взяло на себя Московское княжество. Первоначально это были военно-политические союзы для совместной защиты от постоянных внешних набегов на русские княжества. Постепенно московским князьям удалось объединить вокруг себя другие русские княжества. Но процесс формирования единого централизованного Русского государства завершился лишь в начале 17 века, после победы Народного ополчения в 1613 году.

В XVII веке Московское государство делилось на уезды, которыми управляли воеводы, назначенные из Москвы. Историкам известно, что в 1625 году в стране было 146 у.е.здов. К началу 18 века число уездов еще более увеличилось. Огромные расстояния, неравномерное освоение отдельных территорий, отсутствие качественных дорог существенно затрудняли возможности управления государством. Между столицей и провинциями (губерниями) неизбежно возникал управленческий разрыв. Таким образом, первой причиной проведения административной реформы управления стало появление крупного государственного образования, степень управления которым не соответствовала потребностям своего времени.

Северная война продемонстрировала необходимость появления жесткой централизации власти. Сейчас мы бы сказали, что возникла потребность в укреплении вертикали исполнительной власти. После победы в Северной войне стало ясно, что на политической карте мира появилась мощная и крупная держава. Это дало возможность Петру провозгласить образование Российской империи, а себя — ее первым императором. Первые губернаторы были полновластными представителями Петра в губерниях. Они обеспечивали прямую связь со столицей, были обязаны обеспечивать установленное для каждой губернии число рекрутов для службы в армии и мобилизации рабочих для государственных работ, собирать установленные объемы налогов.

Для интереса многие исследователи отмечают тот факт, что первым губернаторам не назначалось жалованье. Поскольку они были людьми далеко не бедными и имели все необходимые средства для своего содержания. А во-вторых, существовала система поощрения и наказания за выполнение установленных контрольных цифр. Если губерния поставляла денежных средств, работных людей и рекрутов сверх установленной меры, губернатора ждало царское благоволение. В случае неисполнения «плана» лично на губернатора возлагался штраф за каждую «недобранную душу», вплоть до конфискации имения губернатора царскую казну.

Большой вклад в развитие института губернаторства внесла и Екатерина Великая. Она 21 апреля 1764 года с целью укрепления местной власти издала «Наставление губернаторам». По этому документу глава губернии подчинялся лишь императрице и Сенату и именовался «главой и хозяином губернии». Екатерина II продолжила губернскую реформу в 1775 году. К этому моменту Россия делилась на 23 губернии, 66 провинций и до 180 самостоятельных уездов. Согласно императорскому указу 1775 года, Россия была разделена на 40 губерний. Полномочия, права и обязанности губернаторов были четко регламентированы Николаем I в 1837 году. Практически без изменений институт губернаторства просуществовал до 1917 года.

По состоянию на 1914 год в Российской Империи было 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Жалование губернатора составляло около одной тысячи рублей. Много это или мало судите сами, если цена коровы в те годы составляла всего три рубля.

5 марта 1917 года, через три дня после отречения Николая II от престола, председатели губернских земских управ получили циркулярную телеграмму, возвещавшую о том, что «Временное правительство признало необходимым временно устранить губернаторов и вице-губернаторов от исполнения обязанностей». Управление губернией временно возлагалось на председателей губернских земских управ — в качестве губернских комиссаров Временного правительства со всеми правами, предоставляемыми действующими узаконениями губернатору.

После Октябрьской революции и Гражданской войны на смену губернаторам пришли председатели губернских исполнительных комитетов, а затем председатели областных, краевых и республиканских Советов народных депутатов.

P. S. В следующей статье поговорим о Нижегородской губернии и нижегородских губернаторах.