КИШИНЕВ, 12 апр — РИА Новости. Европейская интеграция будет катализатором процесса реинтеграции Молдавии, сказал вице-премьер республики по реинтеграции Олег Серебрян на форуме «Стратегическое видение обеспечения национальной безопасности в контексте разработки Стратегии национальной безопасности».
«Речь идет не о синхронизации, а без сомнения о синергии этих двух моментов (интеграции в Европу и урегулирования приднестровского конфликта). Одно должно притягивать другое. Европейская интеграция является и будет катализатором процесса реинтеграции. Приднестровский регион сильно зависит от европейского рынка. Две трети внешней торговли региона ориентировано на него. Этот факт многие критикуют, хотя он должен радовать. Это положительное изменение», — отметил Серебрян.
Он подчеркнул, что многие приднестровцы ездят в Европу, многие молодые жители левого берега Днестра работают в европейских странах, и это то, что будет способствовать процессу реинтеграции.
По словам Серебряна, нет предпосылок к необходимости синхронизировать евроинтеграцию и решение по Приднестровью. По его мнению, стоит урегулировать приднестровскую проблему до момента присоединения Молдавии к ЕС. В то же время он не согласен с пессимистами, которые уверены, что республика никогда не сможет интегрироваться в Европейский союз при неразрешенном конфликте.
«Это два процесса, которые пересекаются, но не обязательно связаны друг с другом», — пояснил он.
В переговорах по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» участвуют Кишинев и Тирасполь как стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ — в качестве посредников, Евросоюз и США — как наблюдатели. Последний раунд переговоров состоялся в Братиславе 9 и 10 октября 2019 года.
Приднестровье, 60% жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще в последние годы существования СССР. Причиной тому стали опасения, что на волне националистических выступлений Молдавия присоединится к Румынии. В 1992 году, после безуспешной попытки Кишинева решить проблему силовым путем, Приднестровье стало фактически независимой от него территорией.