
Вершинин, указал, что если не будет гарантий для России, в том числе по аммиаку, черноморская инициатива «прекращает свое существование». «Потому что приносящая выгоду только одной из сторон инициатива вряд ли может быть признана и подтверждена всеми. Мы, естественно, в первую очередь защищаем национальные интересы России, ее сельхозпроизводителей и производителей удобрений. Мы это также делаем с учетом общей обстановки на мировом рынке, она достаточно волатильная», — подчеркнул он.
«Давайте не будем забегать вперед. Вы знаете, что в свое время было принято решение о последнем продлении черноморской инициативы на 60 дней, до 18 мая. Еще остается какое-то время. Естественно, мы очень внимательно следим за тем, что делается в исправлении перекосов и изъянов этой инициативы», — сказал он.
«Мы против того, за что высказываются во многих западных столицах, против ее [сделки] расширения или бесконечного продления. Мы должны понимать, что делается, в том числе нами и участниками этих договоренностей», — сказал он.
Вершинин заявил, что РФ продолжит добиваться обеспечения ее интересов в рамках черноморской инициативы.
«Мы этого добивались, добиваемся и будем добиваться. Без этого нет смысла и интереса для участия России в каких-то таких мероприятиях», — ответил он на вопрос о том, можно ли создать технические гарантии того, чтобы обеспечивались интересы России в зерновой сделке.
Вершинин также отметил, что вызывает сожаление ситуация, при которой украинское зерно идет не в самые нуждающиеся страны, а наоборот «в страны сытые или с высоким уровнем дохода».
Двойные стандарты
Вершинин заявил, что Россия не может мириться с двойными стандартами, когда свет в рамках реализации зерновой сделки дается только экспорту украинской сельхозпродукции. «Мы по-прежнему сталкиваемся с барьерами. Россия ожидает активной работы от ооновских представителей и выполнения заявлений из западных столиц. В конечном счете не должно быть лицемерия, не должно быть того, чтобы под громкими рассказами о необходимости обеспечить продовольственную безопасность дается зеленый свет поставкам только украинских зерновых и сельхозпродукции и отодвигаются абсолютно на задний план интересы России. Мы не можем мириться с двойными стандартами», — сказал он.
По словам Вершинина, Москва по-прежнему сталкивается с серьезными преградами для экспорта своей сельхозпродукции и удобрений, заявления, звучащие из западных столиц о том, что сельхозэкспорт и экспорт удобрений РФ не подпадают под санкции, не находят подтверждения.
«На мой взгляд, сегодняшние и вчерашние обсуждения [в Стамбуле] были полезными с точки зрения расставления точек на i в том, что касается исполнения стамбульских договоренностей. Естественно, мы руководствуемся интересами России и необходимостью борьбы с голодом и обеспечения продовольственной безопасности. Но здесь надо четко сказать, что заявления, которые звучали и звучат из Вашингтона, Брюсселя, Лондона, что якобы российский сельхозэкспорт и экспорт удобрений не подпадают под санкции, не находят своего подтверждения. К сожалению, мы по-прежнему сталкиваемся с серьезными барьерами нашего сельхозэкспорта и экспорта удобрений. Это касается трансакций, это касается логистических и транспортных проблем, страховки. Поэтому для нас очень важно, чтобы интересы РФ в полной меры были учтены и защищены», — сказал Вершинин.
«Мы говорим и сказали в этот раз четко и твердо, что речь идет о взаимоувязанных договоренностях. Первая часть пакета состоит из договоренностей по поводу вывоза украинских зерновых из портов под украинским контролем. И эта часть выполняется хорошо, уверенно, за это время свыше 30 млн тонн зерновых были вывезены. Вместе с тем вторая часть пакета, которая представляет меморандум между РФ и ООН, на наш взгляд выполняется неудовлетворительно. Мы проводили консультации на этот счет с представителями ООН в Москве и Женеве. Пока можно сказать, что много говорится и обещается, и мы ценим усилия ООН и генерального секретаря ООН [Антониу Гутерриша]. Вместе с тем конкретных результатов для нас пока не наблюдается», — сказал Вершинин.
Инспекция судов
Вершинин заявил, что Россия крайне серьезно относится к инспекциям судов в рамках зерновой сделки и не может поступиться качеством в угоду количеству. «Наша команда в Совместном координационном центре работает очень профессионально. Мы должны убедиться, что на входе и на выходе после загрузки суда работают, как надо, то есть везут те грузы, которые заявлены, нет нарушений в документации. Поэтому мы проводим инспекции на основе определенного консенсусом свода правил, процедур, которые были заложены в самом начале. И мы не можем поступиться качеством в угоду количеству», — указал Вершинин.
«Конечно, мы думаем о том, чтобы в первую очередь такие суда направлялись в такие страны, в африканские государства, в беднейшие страны. Чтобы не было привнесения совсем уж коммерческой жилки в эту работу», — сказал Вершинин.
22 июля 2022 года в Стамбуле был подписан пакет документов о поставках продовольствия и удобрений на международный рынок. Изначально договоренности были заключены на 120 дней, в ноябре прошлого года их действие продлили на такой же срок. 18 марта этого года Россия объявила о продлении сделки на 60 дней. С российской стороны не раз отмечалось, что дальнейшее решение по продлению сделки зависит от выполнения российской части соглашения. Отсутствие прогресса по этому вопросу ставит под угрозу судьбу инициативы.