Во второй половине 2022 года грузовые потоки по восточному маршруту впервые в истории превысили поток на Запад, но логистическая инфраструктура Дальнего Востока не справляется. Как победить новые логистические вызовы, а также какие рынки нужны экспортёрам ДФО и почему бизнес не работает в связке с властью, обсудили эксперты Дальневосточного Медиасаммита (12+) во время дискуссии «Российский Дальний Восток на подъеме в меняющейся логистической цепи», сообщает ИА PrimaMedia.
С уходом западных «гигантов», таких как LG, BOSH, Sumsung, фундаментально на российском рынке электроники, цифровой и бытовой техники, как и на многих других, ничего не изменилось, поделился своим опытом открывший дискуссию совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев. Во-первых, остались турецкие и китайские компании, например, Veko и Hier. Во-вторых, товары ушедших брендов не исчезли с полок, но их цена теперь упирается в стоимость логистики. Которая, прямо скажем, усложнилась и подорожала. Тем временем, с «разворотом на Восток», порты Приморья «заваливают» грузами. Что также влияет на стоимость логистики.
«Сейчас вы можете видеть в Приморье много судов, которые стоят на рейде. Это говорит о том, что они ждут разгрузки, порты не справляются. В этой ситуации, когда грузооборот резко увеличился, суда не должны стоять на месте, они должны работать. Чем быстрее они разгружаются, тем дешевле логистика. В условиях, когда порты не справляются, есть два вектора возможного развития: либо существующая инфраструктура просто будет брать больше денег за портовые логистические услуги, потому что некуда деваться; либо мы попытаемся кратно увеличить портовые и логистические мощности. Мне кажется, чтобы Дальний Восток выиграл в имеющейся ситуации, нужно строить новые порты. Для этого надо урегулировать законодательство по части такого строительства. Потому что с точки зрения документации этот процесс — очень сложный», — считает Дмитрий Алексеев.
«Расти в ширину нам не позволяет инфраструктура города, соответственно, мы развиваемся внутри. Мы переоборудовали старые неиспользуемые складские площади в контейнерные площадки. До 2030 года в нашем плане заложено увеличение площадей на 20%. Большой акцент делается на увеличение количества новой техники и ИТ-разработки, которые помогают сократить время разгрузки. Несмотря на увеличение грузопотока, время нахождения груза в ВМТП снизилось примерно на 30%», — отметила Виктория Мизанова.
Ещё несколько проблем в условиях изменяющихся логистических цепей назвал в рамках дискуссии руководитель отдела логистики компании «Импортэкс» Александр Зайков. Одна из них заключается в том, что на смену мировым игрокам, которые занимались логистикой, пришло много мелких компаний — менее надёжных и организованных. С этим связаны проблемы с поставками: отсутствие согласований с портами, нарушение сроков. И всё-таки нужно сказать, что приход такого большого количества постепенно развивающихся логистических китайских компаний на рынок — прорыв для Дальнего Востока.
Вторая проблема, которая и до этого озвучивалась в ходе дискуссии, это нехватка мощностей логистической инфраструктуры. Но дело не только в портах.
«Если мы говорим о том, что Дальний Восток должен быть локомотивом в плане логистики в России, то на данный момент это совсем не так. У нас есть объективное ограничение в виде Транссибирской магистрали. Которая просто одна. Мы не можем отправлять по ней больше грузов, чем она позволяет. Эта проблема с “узким голышком”, в которое упираются грузы, касается как импорта, так и экспорта», — сказал эксперт.
«Налицо новая тенденция: логисты, импортёры, экспортёры пытаются добиться устойчивости, добиться возможности перевозить товары и торговать через несколько каналов одновременно, параллельно. Может быть, даже в ущерб экономической эффективности здесь и сейчас. Выбирая не тот путь, который обеспечивает максимальную прибыль, а который обеспечивает максимальную надёжность», — высказался Владислав Онищенко.
Во второй части спикеры сосредоточили внимание на теме несырьевого неэнергетического экспорта и задались вопросом: почему импорт в Россию сейчас составляет порядка 70%, а экспорт — лишь около 30%? При то, что эти 30%, по большей части, сырьё. По мнению руководителя отдела маркетинга ГК TFL Александра Новикова, одна из причин такого положения дел — отсутствие эффективного взаимодействия бизнеса и власти. Государство недостаточно информирует бизнес о преференциях и льготах, а бизнес, в свою очередь, не доверяет этим программам и не понимает их преимуществ. Честный диалог между бизнесом и госсектором — верный путь к решению проблем, поддержали спикера коллеги.
«Нужно играть на взаимодействии бизнеса и власти. Государство обладает финансовым ресурсом, ресурсом в виде времени, ресурсом в виде инфраструктуры. Государство в состоянии увидеть ситуацию сверху, чего бизнес сделать не в состоянии. Государство способно увидеть тенденции, когда речь идёт о международных отношениях. Государство может сыграть на два шага вперёд. Через реализацию взаимодействия бизнеса и власти бизнес может получить часть этих ресурсов и использовать их для своего развития в рамках отдельно взятого направления. Вместе им нужно перейти от попыток затыкания постоянных дыр на игру на опережение. Пересмотреть подход к управлению инфраструктурой», — подчеркнул эксперт по настройке бизнес-процессов, заместитель генерального директора по работе с арендаторами УК MLP Глеб Белавин.
«У нас есть целый комплекс услуг, предназначенных как для опытных экспортёров, так и для тех, которые не знают, с чего начать. Они могут прийти к нам, и мы поможем вывести их на экспорт. У нас есть субсидия на транспортные перевозки до границы. Мы готовы финансировать 80% стоимости транспортировки груза, предназначенного для экспорта. Есть услуга сопровождения внешнеэкономического контракта, когда специалисты помогают составить этот контракт, внести корректировки, разобраться в “подводных камнях” и законодательстве другой страны. Есть услуга поиска иностранного покупателя на ваш товар. Есть услуги по маркетинговому исследованию рынка — какие из продуктов востребованы на определённой территории. Также мы софинансируем участие в международных выставках, проводимых в РФ и за рубежом, в то числе, создание стендов, печатной продукции. Организуем бизнес-миссии с выездом за границу с целью провести переговоры. Помимо этого мы на регулярной основе проводим семинары, обучающие программы, акселерационные программы, где главная цель — помочь предпринимателям выйти на внешние рынки. Оплачиваем и софинансируем услуги по сертификации продукции, предназначенной на экспорт, софинансируем услуги по защите интеллектуальной собственности за рубежом. Подробнее об услугах можно узнать на сайте», — рассказала Наталья Акимова.
Сейчас Центр поддержки экспорта Приморского края готовится к проведению «Клуба экспортёров» (12+), цель которого — донести до власти проблемы и потребности бизнеса, а также выяснить, какие ещё услуги Центра могли бы помочь предпринимателям в достижении целей.
Готова ли на сегодняшний день приморская несырьевая продукция покорить рынок «восточного брата» — спорный вопрос, отметили эксперты. По словам Александра Новикова, эспортёры могут столкнуться там с «бешеной» конкуренцией. Поэтому от бизнеса требуется запастись терпением, планомерно трудиться, возможно, работать над маркетингом, адаптировать товары под рынок АТР и менять «философию».
Чтобы закрепиться на китайском рынке, нужно пройти долгий и трудный путь, подтверждают эксперты. Поэтому рациональным будет рассмотреть также перспективные рынки Африки, Средней Азии и Латинской Америки, считает Владислав Онищенко.
Модератором дискуссии выступила руководитель представительства АО Российский экспортный центр во Владивостоке Елена Демиденко.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2023 выступают Приморское отделение Союза журналистов России, Союз журналистов России, при поддержке Правительства Приморского края, Некоммерческая организация «Фонд развития социальных инициатив». Генеральный партнер мероприятия — компания «РусГидро».