Новые дороги быстро деградируют и требуют ремонта. Как в Узбекистане будут менять систему дорожного строительства

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Шавкат Мирзиёев накануне провел совещание, посвященное состоянию отечественных дорог. Ситуация плохая, одним из основных недостатков является низкое качество строящихся дорог. Новые дороги быстро деградируют и требуют ремонта, отметил президент.

«Качественная дорога — это фактор, влияющий на настроение людей, и артерии нашей экономики. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к дорожному строительству, повышать качество, цифровизировать сферу, широко привлекать частный сектор», — сказал Шавкат Мирзиёев.

На совещании отмечалось, что сегодня на дорогах установлено более 2,5 тысячи камер и радаров, фиксирующих нарушения. В жилых районах скоростной режим снижен до 60 километров в час. В результате количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 30 процентов. С учетом этого Мирзиёев подчеркнул важность продолжения широкого внедрения систем управления «умный перекресток» и «умный светофор». Напомним также, что с начала 2024 года на нерегулируемых переходах будут установлены светофоры.

Все узбекистанцы в связи с дорогами выделяют два фактора, причем именно их отметил и президент.

Во-первых, построено и отремонтировано большое количество дорог, это очевидно. За последние 6 лет ассигнования на строительство и ремонт в нашей стране увеличились в 3 раза. Для предприятий в системе Комитета по автомобильным дорогам закуплено более 2 тысяч единиц спецтехники. За счет этого было построено и отремонтировано 65 тысяч километров дорог.

В одном только текущем году на внутренние дороги в 470 махаллях было выделено 410 миллиардов сумов. В целом в 3 тысячах махаллей дороги впервые были заасфальтированы, а грунтовые дороги в 2 тысячах махаллей покрыты гравием.

Во-вторых, президент отметил низкое качество строящихся дорог. Новые дороги быстро деградируют и требуют ремонта. И тут много причин: устаревшие стандарты, слабый дорожный контроль, нехватка квалифицированных кадров, умеющих управлять современной техникой, отсутствие автоматизированной системы мониторинга дорог.

Президент подчеркнул, что впредь бюджетные средства на строительство и ремонт внутренних дорог будут выделяться только в рамках программы «Менинг йулим», сами граждане будут выбирать, какую дорогу ремонтировать. На эту программу в следующем году будет выделено не менее 800 миллиардов сумов.

Также указано на необходимость привлечения к дорожным проектам частных партнеров, правовая база для этого создана, но процесс создания платных дорог идет медленно.

Глава государства поддержал предложение о переходе от ресурсного метода к объемному методу в дорожном строительстве. Отмечена также важность внедрения стандартов Международной федерации инженеров-консультантов, предполагающий осуществление контроля за всеми процессами в дорожном строительстве и за конечным качеством сертифицированными инженерами.

В итоге совещания даны поручения по разработке трехлетней программы ремонта дорог и мостов в районах, финансовому оздоровлению дорожных предприятий, улучшению их материально-технической базы. Поставлена задача разработать проект постановления по развитию автодорожной отрасли с учетом обозначенных на совещании мер.