Штраф за подобные правонарушения для должностных лиц может составить от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Кроме того, уточняется ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований.
Кстати, в изначальном варианте законопроекта, подготовленного в ЛДПР, штраф предлагалось привязывать к стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг), в двукратном и трехкратном размере стоимости.
Эффект от принятия
Один из авторов, депутат ГД Иван Сухарев в ходе рассмотрения проекта подчеркивал, что навязанное, как правило, стоит дороже, чем аналоги на открытом рынке. По его словам, именно это наряду с другими факторами вызывает рост цен на основные товары, работы и услуги.
«Принятие закона создаст дополнительную защиту граждан от недобросовестных продавцов», — заявлял председатель Госдумы Вячеслав Володин. Согласно его объяснению, зачастую в договор купли-продажи включаются условия об обязательном приобретении дополнительного товара или услуги. Спикер привел в пример покупку автомобиля в автосалоне — при этом навязывают заключение договора страхования с конкретной компанией. «В результате покупатель несет лишние расходы», — сказал Володин.
Кстати, акции навязыванием считаться не будут, объясняли в ГД.
Заработают ли нормы?
Напомним, законопроект появился именно после того, как автодилеры начали продавать коврики к машинам за огромные деньги, а также навязывать еще другие услуги.
Однако заработает ли эта норма? Позволит ли остепенить зарвавшихся дилеров? По мнению экспертов — нет.
Как считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, навязывание дополнительных услуг еще надо доказать. Никто не отказывает в продаже автомобиля без кредита или ковриков. Не хочешь — не покупай. Но машины без ковриков в данный момент нет. А без кредита цена на эту же машину выше — потому что без кредита нет скидки. Если хотите — покупайте. Нет — до свидания.
Штраф 40 тысяч для дилера — что мертвому припарки. Если те же коврики продаются по 250 тысяч рублей.
А если дилер выкупил автомобиль до его продажи клиенту, то он вообще волен выставлять любую цену на товар.
Попытки заставить продавать товар по «правильной» цене в условиях дефицита обречены на провал. А с автомобилями у нас дефицит. Как только машины будут застаиваться в салонах, дилеры станут бегать за покупателями, предлагая бесплатный антикор и бесплатные зимние шины.
Техосмотр
Не секрет, что кое-кто из организаций техосмотра в целях якобы легального получения дохода от каждой процедуры комфортных 2−2,5 тысячи рублей не гнушается обосновывать разницу с максимально возможным тарифом неким набором дополнительных услуг. Это и проверка аккумулятора, и загадочное техобслуживание, и предварительная мойка по завышенной цене. В общем, есть у отрасли сегодня такой перегиб — недостаток машин восполняется большей стоимостью. В ближайшем же будущем такие «шалости» будут наказываться штрафом от 2 до 4 тысяч рублей на должностных и от 20 до 40 тысяч рублей на юрлиц, к которым приравнены и ИП.
Но эти дополнительные услуги еще надо будет доказать. А сделать это будет очень нелегко.