МИНСК, 9 окт — Sputnik. Белорусским перевозчикам, работающим с Казахстаном, в очередной раз придется перестраивать маршруты и искать новые направления для работы, заявила Sputnik директор компании представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
По данным биржи, за январь-май текущего года перевозки из Беларуси в Казахстан составили 1,5% от всего объема экспортных перевозок нашей страны. Это существенная цифра, учитывая, что больше из Беларуси возили только в Россию — 91%.
Как рассказала Солдатенко, после введения европейских санкций перевозки в Казахстан стали внушительным куском рынка для белорусов. К примеру, в первом полугодии 2023-го спрос на перевозки из Беларуси в эту страну вырос на 137% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Понесут убытки
Собеседница прогнозирует, что сейчас перевозчики, работающие на этом направлении, понесут убытки.
«Тем более, что в мае, когда Казахстан отменил запрет (на применение схемы перецепки и перегрузки для белорусских фур — Sputnik), звучало, что Астана отменила его до конца года. То есть перевозчики планировали свою деятельность на этот срок, а сейчас их планы и контракты срываются».
Второй момент: через Казахстан пролегает много транзитных маршрутов. Ранее белорусские перевозчики забирали груз на европейской границе и везли его дальше по маршруту через эту страну. Теперь же такой возможности не будет, и отечественным компаниям станет сложнее работать с европейскими грузами.
Перевозки продолжатся
С другой стороны, акцентирует Солдатенко, нельзя сказать, что этот запрет глобально отразится на рынке. Перевозки с Казахстаном продолжатся, ведь многие белорусские и российские компании успели там зарегистрировать свои машины.
«За прошлый год с российских и белорусских номеров на казахстанские было переоформлено около 5 тысяч машин. Это дало возможность белорусам и россиянам продолжать работать с европейскими грузами в обход санкций».
Сейчас переоформлять фуры на казахские номера и для белорусов, и для россиян запрещено. Такую меру Казахстан принял в феврале этого года, и она была направлена на то же, на что и нынешнее возобновление запрета — защитить интересы местных перевозчиков.
«Им стало сложно конкурировать с перевозчиками из Беларуси и России, поток которых буквально хлынул в Казахстан в прошлом году после введения европейских санкций».