«Ъ» удалось ознакомиться со свежими результатами опросов ВЦИОМа, посвященными восприятию гражданами работы правительства по выполнению нацпроектов. Они проводились по всей РФ среди граждан старше 18 лет с 7 по 16 августа, это уже третья волна социологических измерений с увеличенной выборкой — в первых опросах участвовали 1,6 тыс., в последнем — 2 тыс. респондентов.
Суммарно наиболее известными (по сумме ответов «знаю» и «что-то слышал») традиционно остаются наиболее широко охватывающие население нацпроекты «Демография» (76%), «Здравоохранение» (76%), «МСП и поддержка предпринимательской инициативы» (74%), «Образование» (74%), «Безопасные качественные дороги» (72%), «Жилье и городская среда» (69%). За ними следуют «Экология» (66%), «Культура» (65%), «Туризм и индустрия гостеприимства» (64%), «Цифровая экономика» (57%). Среднее знание национальных проектов на данный момент составляет 73%, а среднее знание отдельных направлений нацпроектов — 63%.
Текущая популярность у населения отдельных национальных и входящих в них федеральных проектов предсказуемо мало зависит от коротких изменений или эффективности этой меры.
Так, самой известной мерой среди всех национальных проектов остается материнский капитал, о нем в той или иной степени знает абсолютное большинство граждан — 99%, и увеличиваться этой доле просто некуда (притом что популярность мало зависит от эффективности этой меры в решении демографических проблем: о том, что выплата маткапитала сдвигает на более ранние сроки принятие решения о рождении детей, но слабо влияет на рождаемость, «Ъ» писал 22 февраля 2020 и 30 августа 2022 года).
Также хорошо знакомы опрошенным льготная ипотека (92%; в августе уже полтора месяца как свернутая), диспансеризация населения (92%), «Семейная ипотека» (90%), благоустройство городской среды (89%), перевод социально значимых госуслуг в электронную форму (89%), раздельный сбор и переработка мусора (89%), расселение аварийного жилья (87%), ежемесячные выплаты на детей до трех лет (86%), ремонт и строительство дорог (85%).
Актуальный же фокус внимания населения заметнее в короткой динамике оценок менее популярных мер: так, наибольший рост известности за год (с июня 2023 года) произошел у портала «Путешествуем.рф» — на 25 процентных пунктов (п. п.; до 53%), у развития БАМа и Транссиба (на 16 п. п., до 67%) и строительства скоростной магистрали М-12 «Восток» (Москва—Казань—Екатеринбург; на 11 п. п., до 79%). В целом социология ВЦИОМа по заказу правительства предсказуемо отражает, что граждане чаще замечают результаты нацпроектов, затрагивающие их лично: так, наиболее заметными за год стали рост числа онлайн-сервисов на портале госуслуг (89%), благоустройство городов (новые детские и спортивные площадки, парки, скверы, набережные; 88%), расширение спектра и детализации туристических предложений (80%), рост выпуска российской продукции (79%) и цифровых технологий (76%), IT-образование (75%), новые и отремонтированные дороги (72% и 71% соответственно; см. график).
При этом в контексте недавней дискуссии в администрации президента о расширении спектра «социологических» KPI для членов правительства в разрезе их участия в реализации нацпроектов (см. «Ъ» от 29 августа) собеседники «Ъ» в Белом доме отмечают, что в реальности система сбора обратной связи, включающая разные инструменты социологического, статистического и медиаанализа, запущена правительством еще в 2020 году по поручению Владимира Путина и уже позволяет отслеживать недочеты, пробелы, случаи некачественного исполнения национальных проектов, корректировать планы и решать конкретные проблемы на местах.
Отметим, впрочем, что наблюдения «Ъ» за работой правительства и его потребностями в обратной связи от населения и бизнеса демонстрируют наличие у чиновников Белого дома вопросов, на которые уже реализованные и обсуждаемые в администрации «социологические» инициативы пока не отвечают.
Они укладываются в концепцию проактивного управления ожиданиями, реализуемую исполнительной властью (и Банком России) со времен пандемии, и, в отличие от фиксации в результатах опросов оценки уже произошедших изменений, должны давать чиновникам набор предположений о том, чего хотят или могут захотеть граждане от госуправления в ближайшем будущем (что, отметим, особенно важно для правительства в нынешней работе над новым поколением из 19 нацпроектов, которые будут запущены с 2025 года). О незакрытой потребности в этих данных свидетельствует, например, активность аппарата Белого дома в выстраивании альтернативных систем обратной связи в рамках проводимых им реформ (в том числе контрольно-надзорной и лицензионно-разрешительной) — в правительстве неоднократно признавали, что жалобы в рамках системы досудебного обжалования решений госорганов являются источником не только данных о нынешних проблемах в этой сфере, но и активно рассматриваются аналитическим центром при правительстве при конструировании будущего госрегулирования. Аналогичные поиски «образа будущего» в той или иной степени ведутся в рамках отраслевых совещаний и ведомственных систем обратной связи многими министерствами, однако в фокус социологических исследований вопросы об этом пока не попадают.